Гостеприимный гетеризм: самый странный крестьянский обычай на Руси
Традиции славянского гостеприимства справедливо славятся во всем мире. Уставший с долгого пути странник всегда мог надеяться на сытный обед, горячее питье, теплую кровать и, согласно некоторым данным этнографии, на близость с женой или дочерью хозяина. Впрочем, обо всем по порядку.
Гостеприимный гетеризм: истоки
Начать надо с того, что ничего чрезмерно предосудительного в этом нет. Рассматривая всякий предмет или явление из ушедших эпох, всякий раз желательно постараться проникнуть вглубь тех соображений, которым руководствовались люди. А ситуация часто складывалась таким образом, что еще в относительно недавнем времени люди жили небольшими селениями, значительная часть жителей которых находилась в кровном родстве. О вреде кровосмешения для здоровья будущих поколений человечество было давно и хорошо осведомлено, поэтому стремление «обновить» кровь, породнившись с чужестранцами, вполне объяснимо.
Так исторически сложилось, что особо пышным цветом эта традиция цвела в суровых регионах с неприветливым климатом. А именно – северные широты, высокогорья, пустыни. Зачастую гетеризм шел рука об руку с другим непривычным для нас явлением сексуальной жизни – многомужеством (по-научному – полиандрией). При появлении в разговоре самого слова «многомужество» воображение множества женщин начинает рисовать картины неземных блаженств: смуглые прислужники с роскошными опахалами, полные винограда подносы, тьма галантных ухажеров и т.д. Однако это решительно не так: полиандрия является маркером особо плохого и тяжелого положения женщин в обществе. Это означает, что из-за сложности климата или непосильного труда век женщины становится так недолог, что их число в популяции резко подает, из-за чего юным девушкам приходится выходить замуж не за конкретного мужчину, а за всех мужчин в семье сразу. Впрочем, такие обычаи довольно редки и наибольшее распространение получили у народов Тибета.
Гостеприимный гетеризм, снохачество и проституция
Если же говорить о гостеприимном гетеризме среди русских, то необходимо отметить следующее: он существовал, но был распространен не так широко, как этого можно было бы опасаться, особенно учитывая сложность климата.
Отголоски этого явления были достаточно сильны среди неславянских народов России еще в недавнем прошлом, особенно ярко – у коми-зырян. Но, например, русский позднесредневековый купец-путешественник Афанасий Никитин столкнулся с этим явлением в Индии и, судя по его запискам, был немало удивлен. Вероятно, ему ранее был неизвестен сей обычай и это косвенно свидетельствует о том, что такая традиция была малораспространенной в центральной России XV века. Однако существуют и свидетельства того, что гостеприимный гетеризм, пусть и не в чистом своем виде, существовал среди жителей севера России. В научных трудах историка В. Безгина находим утверждение о том, что в северных губерниях дореволюционной России хозяин, сдавая путешественнику комнату внаем, мог в виде дополнительной опции предложить ему и свою жену или дочь. За разумную плату, разумеется. Надо оговориться, что тут грань между гостеприимным гетеризмом и банальной проституцией становится предельно прозрачной и едва ощутимой. Так как, фактически, основной мотивацией для этого поступка является желание заработать, а не стремление «обогатить» генофонд.
Впрочем, у восточнославянских народов в крестьянской среде развивалась другая сексуальная девиация, которая в определенной мере родственна и гетеризму, и полиандрии – снохачество. Это явление предполагает сексуальное сожительство жены не только со своим законным мужем, но и с тестем. Как правило, снохачество возникало в тех случаях, когда молодой муж удалялся на заработки в город, на долгое время оставляя молодую жену под присмотром своего отца. Уговорами или силой старший мужчина сковывал волю невестки и вступал с ней в преступную связь. Как правило, речь о добровольном соглашении не шла и тесть, используя очевидное превосходство своего положения, добивался полной власти над невесткой. Иной раз бывало так, что тесть сознательно выбирал своему сыну жену на свой вкус, а потом старался как можно скорее, подольше и подальше отправить молодожена. И под темным подолом страшной семейной тайны расцветал в том числе и гостеприимный гетеризм, так как тестю было не так жалко предложить свою юную сожительницу заезжему молодцу за звонкую монету.
К чести наших предков надо заметить, что отношение к снохачеству всегда и везде было устойчиво негативным и оно повсеместно клеймилось, как одно из самых страшных зол.
Читайте наши статьи на Дзен