Могила ветхозаветного Авеля в Дамаске: что в ней необычного
Уже 10 лет доступ для иностранных туристов в Сирию затруднён из-за продолжающейся в этой стране гражданской войны. Между тем, в Дамаске находится одна из самых загадочных достопримечательностей Ближнего Востока – могила ветхозаветного Авеля, потомка первых людей на Земле.
Могила Авеля
Согласно тексту книги Бытия, Авель был вторым сыном Адама и Евы. Он родился уже после того, как Бог изгнал его родителей из Рая. Авель пас стада, а его старший брат Каин был земледельцем. Однажды Каин позавидовал брату из-за того, что Бог «призрел» на дары Авеля, а дары Каина отверг.
«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его», – говорит Библия.
В Священном Писании не названо место, где произошло первое убийство в человеческой истории. Однако в XIII веке арабский историк Якут аль-Хумави пытался доказать, что после изгнания из Эдемского сада Адам и Ева поселились в районе Дамаска. Возможно, на эту мысль его натолкнули дамасские достопримечательности, связанные с именами Каина и Авеля. На горе Касьюн близ Дамаска можно увидеть «Пещеру крови» («Магарат ад-Дам»), где якобы старший сын Адама убил своего брата.
Другая достопримечательность – так называемая «могила Авеля». Она расположена в 30 километрах к западу от Дамаска, в местечке Сук Вади Барада.
«Могила Авеля» находится на вершине холма – в мечети, построенной тут в конце XVI века, – пишет Андрей Скляров, автор книги «Сирийские перекрёстки цивилизации». – Она служит местом паломничества шиитов и друзов. Сотни иранцев ежедневно приезжают сюда, чтобы поклониться Авелю как первой невинной жертве сил зла, то есть первому мученику. Друзы же, являющиеся хранителями мавзолея, считают, что Авель был одним из них. Они верят, что его душа перерождается в друзских лидеров».
Внутри мечети для созерцания доступен лишь мраморный саркофаг. В камне просверлены семь небольших отверстий, откуда доносится специфический аромат, подобный запаху амбры. Источник этого запаха неизвестен.
Тайна саркофага
Больше всего вопросов вызывают размеры саркофага – его длина, по разным данным, составляет от пяти до семи метров. Из-за того, что могила Авеля считается святыней, вскрытие и научное исследование останков (если они там есть), невозможно. Поэтому насчёт содержимого могилы можно лишь строить гипотезы.
В Библии нет упоминаний о том, что первые люди имели необычайный рост. Говорится лишь о большой продолжительности их жизни (Адам прожил 930 лет, а Сиф, младший брат Авеля – 912 лет). Однако Священное Писание упоминает о существовании в древности людей гигантского роста. В Синодальном переводе они названы исполинами, в литературе употребляется также термин «нефилим» (по-древнееврейски – «падшие»).
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим», – повествует Библия.
По мнению святых Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина, исполинами становились дети потомков Сифа и каинитов – потомков Каина. Однако есть и другая толковательная традиция, представленная такими отцами церкви, как Иустин Философ, Климент Александрийский и Тертуллиан. Они считали исполинов детьми падших ангелов.
Подробно о тех допотопных событиях повествует апокрифическая «Книга Еноха», которая была в широком употреблении в Палестине новозаветного времени, о чём свидетельствуют кумранские находки. В настоящее время «Книга Еноха» сохранилась в составе Эфиопского канона Библии.
Согласно тексту апокрифа, нефилимы были потомками 200 ангелов-стражей во главе с Семиазом и Азазелем. Эти ангелы были посланы Богом на землю для помощи людям. Однако вместо этого они впали в блуд с земными женщинами. Прежде чем отречься от Бога, ангелы держали совет на горе Ермон (пограничье Сирии, Израиля и Ливана). Таким образом, если останки кого-то из допотопных исполинов и сохранились, то Сирия – теоретически вполне «подходящее» для них место.
Возможно, останки нефилимов находили и в Палестине. Согласно иудейскому преданию, рабби Иоханан бен Заккай однажды показал римскому императору Адриану кости 10-метрового гиганта, лежавшие в пещере.
Связать подобное захоронение с именем Авеля жители Дамаска могли произвольно, в силу того, что открытое почитание древних исполинов было невозможно в авраамических религиях.
Другие могилы ветхозаветных патриархов
На Ближнем Востоке есть и иные захоронения, которые связывают с именами ветхозаветных патриархов. Альтернативная «могила Авеля» находится в горах Ливана, на реке Авали, она представляет собой «куполообразное сооружение». Две возможные могилы есть и у его брата Каина – они находятся в йеменском Адене и в Кабуле (Афганистан).
В современном Израиле глубоко почитается Пещера Патриархов. Это древний склеп в Хевроне, где, согласно еврейской традиции, упокоились Адам и Ева, а также Авраам, Исаак и Иаков. Наряду с этим в аравийской Джидде ранее почиталось 130-метровое сооружение под названием Могила Евы. Оно было снесено властями Саудовской Аравии в 1928 году.
Могилу праотца Сифа (третьего сына Адама) можно увидеть в израильском посёлке Ашерет – это каменное сооружение с тремя куполами.
Одна из могил древних патриархов есть даже на территории бывшего СССР. В азербайджанском городе Нахичевань, который, по преданию, основал праотец Ной, построен мавзолей Ноя, возвышающийся над его предполагаемой могилой.
Читайте наши статьи на Дзен