Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-03-31 11:21:01
Дарья Рой

Кольская сверхглубокая: до какой глубины ее хотели пробурить на самом деле

Между двумя супердержавами, СССР и США, не прекращались гонка и противостояние во всех возможных сферах. В 1962 году Н. С. Хрущев утвердил научную программу «Изучение недр Земли и сверхглубокое бурение». В начале 60-х годов XX века началась разработка программы, был сформирован Межведомственный совет, в его состав вошли ученые и производственные специалисты страны. Было решено приступить к реализации первого проекта, строительству Кольской сверхглубокой скважины (СГ-3), которое началось в 1968 году.

Участники и задачи проекта

На скважине предполагалась одновременная работа 3 000 специалистов и 16 научно-исследовательских лабораторий. Один из ведущих ученых СССР Давид Миронович Губерман был назначен директором Кольской, для контроля над буровой был приглашен Алексей Батищев, Иван Васильченко стал главным инженером, также к команде присоединились советские геологи Юрий Кузнецов, Юрий Смирнов и Владимир Ланев. Председателем научного Совета по проблеме глубинного изучения Земли и сверхглубокого бурения был заместитель министра, а затем министр геологии СССР Е. А. Козловский, который долгое время координировал работу, помогал в реализации проекта.

В момент, когда создавался проект Кольской сверхглубокой, американская рекордная глубина бурения составляла более 9 000 метров. Команде Губермана задача была поставлена четко: догнать и перегнать американцев. Рекордной глубиной должна была стать цифра 15 000 метров. Кроме впечатляющей глубины, целью СГ-3 была разработка модели строения земной коры и верхней мантии, исследование полезных ископаемых, составление карт с оценкой природных ресурсов и запасов и др.

Проведение работ на Кольской сверхглубокой

Первые буровые работы на Кольской начались в 1970 году. Для проекта создавались специальные буровые установки и все необходимые инструменты, измерительные приборы и другое оборудование. На СГ-3 работали исключительно советские специалисты и ученые, которые в процессе работы придумывали и разрабатывали новые технологии бурения, необходимые для эффективной реализации проекта.

В 1975 году на отметке 7 263 метра был закончен первый этап бурения. Последний директор СГ-3 Евгений Александрович Климов, пришедший на Кольскую спустя много лет после остановки бурения, рассказывал о непростом графике работы: только 8 часов уходило на спуск бурового инструмента, затем само бурение занимало еще 8 часов, после чего необходимо было совершить подъем, который также составлял 8 часов, а то и больше. Также следовало проверить наконечник долота, если его состояние было неудовлетворительным, то происходил процесс замены. Все эти действия исполнялись регулярно, причем в среднем в день удавалось пробурить только около 4 метров.

Второй этап бурения принес рабочим и научным сотрудникам еще больше трудностей, пришлось столкнуться с рядом сложных технических задач, вследствие чего были созданы новые устройства для работы и модифицированы применявшиеся ранее. Потребовалось новое, максимально автоматизированное оборудование большей грузоподъемности.

В 1979 году рабочие СГ-3 праздновали немыслимую ранее цифру бурения — 9 584 метра, а в конце 1983 года была достигнута рекордная глубина – 12 000 метров.

Мировое значение проекта

С восторгом о проводимой работе на скважине вспоминал Д. М. Губерман, на глубине 1 700 метров были найдены залежи, богатые никелем, использование которого сулило большие перспективы для советских комбинатов, на 3 000 метрах был обнаружен грунт, по всем физико-механическим свойствам идентичный лунному. На отметке 9 400 и до 10 500 исследователи вошли в слой, где была едва ли не вся таблица Менделеева. Анализ материалов позволил отодвинуть зарождение земли на 1,5 млрд лет. Ученые понимали, насколько важен этот проект для мирового сообщества. Было сделано несколько десятков открытий, которые изменили  представление о строении Земли, развенчали множество домыслов.

Весь научный мир следил за достижениями советских ученых. В 1984 году в Москве был организован международный геологический конгресс, где собрались геологи, инженеры и журналисты со всего мира. Когда во время конгресса у одного из научных руководителей проекта, члена-корреспондента АН СССР Владимира Белоусова спросили, что принесла реализация проекта СГ-3 для советских ученых, он ответил: «Главное, она показала то, что мы ничего не знаем о континентальной коре».

Фатальная авария

После возобновления работ в 1984 году произошла крупная авария, это была настоящая трагедия для буровиков, ведь пришлось начинать работу вновь с отметки в 7 000 метров, преодолевая все те же сложные этапы и слои земли. Е. А. Климов с сожалением вспоминал об аварии, которая фактически отбросила исследователей на 5 лет назад. «Губерман, объясняя все не связанным с геологией людям, говорил: представьте нитку, которой надо проткнуть сливочное масло. Трудно же, да?». Как отмечал директор СГ-3, после отметки в 12 километров на скважине начались проблемы с бурением, трудности добавляла и температура, которая росли от метра к метру, оборудование зачастую просто не справлялось. Только в 1990 году удалось преодолеть глубину, достигнутую в 1983 году. «А затем сверхглубокая скважина стала не нужна. Бур застыл на глубине 12 тысяч 252 метра и 40 сантиметров. Навсегда», – в своем последнем интервью с большой грустью вспоминал Давид Миронович.

Закрытие проекта

Проект полностью остановили в 1992: из-за недостаточной важности, отсутствия финансирования и других причин. «Не понимаю! Мы же стоили копейки! Бурение обходилось дешево, все оборудование было отечественным, ни одного импортного гвоздя. Нет, законсервировали, закрыли, людей поувольняли!». Во время процесса закрытия проекта самым сложным для Давида Мироновича было вынужденное сокращение людей: «Ну как я их могу сократить, если я с ними прожил 40 лет?».

В 1995 году прекратили и все научные работы. Саму скважину закрыли металлической заглушкой, буровую машину сдали на металлолом за ненадобностью, остальное было распилено вандалами, вывезено и сдано на вторсырье.

Как полагает Евгений Александрович, если бы Советский Союз не распался, преодоление рекордной планируемой отметки в 15 000 метров было вполне реализуемо. Ученые хотели достигнуть мантии земли, их целью было достоверно узнать, что же там на такой глубине, но на данный момент возобновление проекта не планируется. Однако те, кто так или иначе был причастен к проекту, все же еще надеются, что если не возрождение Кольской, то другой масштабный проект по изучению недр земли будет все-таки реализован.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: