Каких диких животных на Руси использовали как домашних
В наши дни почти в каждой семье живет любимый питомец. Некоторые предпочитают заводить кошек и собак, другие выбирают более экзотических животных – змей, ящериц и даже улиток. Популярностью в качестве современных питомцев пользуются также птицы и в особенности попугаи, которых при желании можно научить разговаривать. Однако наши предки иначе относились к выбору домашних животных. Те, кого сегодня мы привыкли видеть исключительно в дикой природе, на Руси прекрасно уживались рядом с человеком.
Домашние животные – не питомцы
Несколько веков назад отношение к домашним животным было иным. Наши предки считали, что звери и птицы должны приносить пользу в хозяйстве, а не просто быть компаньонами человека. Домашних животных славяне содержали в больших количествах, но в основном это был крупный рогатый скот. Об этом свидетельствуют данные летописей Рязанской земли XI – XII веков. В целом, самыми распространенными животными считались свиньи, коровы, овцы и лошади. Последние занимали особое место в жизни людей того времени. Лошадей использовали не только в качестве рабочей силы, но и единственно возможного средства передвижения на дальние расстояния. Кроме того, без лошадей трудно представить ведение боевых действий..
Овцы и свиньи как домашняя скотина были особенно распространены на южных и юго-западных территориях, между реками Висла и Десна. Связано это с тем, что там было много дубовых лесов и желудей, которыми кормили животных. Для скота строили хлева и загоны – в хозяйский дом пускать зверей было не принято. Держали славяне и птицу: кур, гусей, уток и голубей. Птичье мясо преобладало в пище наших предков – оно было недорогим, зато легким и полезным. Кроме того, куриные яйца использовали для выпечки хлеба и пирогов, составлявших важную часть крестьянского стола. В работе В.И. Коваль «Мифологические верования восточных славян» указано, что птицы также считались посланниками небесного мира: на 40-й день после смерти близкого человека было принято кормить пернатых, чтобы душа покойного навестила дом.
Диких животных тоже можно было одомашнить, и на Руси об этом знали. Важную роль играл рацион той или иной особи. Если животное неприхотливо, быстро достигает зрелого возраста, не слишком агрессивно и независимо – с ним можно иметь дело как с домашним. Руководствуясь этим правилом, наши предки, к примеру, приручали некоторых хищных птиц. Беркуты и соколы помогали во время охоты представителям царского рода и боярам. Большим любителем соколиной охоты являлся второй правитель из династии Романовых – Алексей Михайлович. В годы его царствования даже существовал Приказ Соколиной охоты, и на содержание птиц из казны тратились немалые средства.
Насекомые и лягушки
В наши дни наличие в доме тараканов любой хозяин воспримет как дурной знак. Эти насекомые ассоциируются с нечистоплотностью и болезнями, поэтому их принято уничтожать с помощью спецсредств. Но если наши современники тараканами откровенно брезгуют, то на Руси к ним было довольно почтительное отношение. Вероятно, такая особенность не была характерна для других европейских стран: в XVI веке чешский путешественник Бернгард Таннер в Москве увидел «страшное русское животное по имени таракан». Почему же наши предки с таким трепетом относились к насекомому? Дело в том, что присутствие в избе рыжих тараканов считалось предвестником прибыли, а если в дом нагрянут черные тараканы – тогда хозяева и вовсе будут купаться в богатстве. Истоки этого поверья трудно проследить, однако можно догадаться о его логике. Видимо, тараканы приходили в избы, где было много еды – а значит, есть средства на ее приобретение. Нет пищи – нет и денег. Когда крестьяне хотели узнать, как поживают их соседи, они спрашивали, есть ли у тех тараканы. А если пришло время переезжать на новое место, то насекомых старались увезти с собой, чтобы и в другом доме они приносили богатство.
Радовались и появлению в избе сверчка. Считалось, что это насекомое выбирает только достойные дома и приносит людям удачу. Если сверчок поселился в избе накануне Рождества, на Руси это воспринималось как добрый знак. Стрекот означал здоровье, скорое пополнение семейства, финансовое благополучие – одним словом, все хорошее. Сверчок считался полноправным домашним животным. Когда в доме шла уборка, насекомое старались не задеть и случайно не выкинуть на улицу. Похожее отношение у наших предков было и к лягушкам: славяне полагали, что эти животные обязательно должны квакать под печкой или порогом, оберегая домочадцев от злых духов. Если лягушку убивали или выбрасывали вон, семью ждало несчастье.
Белки и ласки
Вместо популярных ныне хомячков, крыс и морских свинок в домах у наших предков можно было встретить белок и ласок. Рыжий беличий мех напоминал древним славянам молнии, которые метал разгневанный языческий бог Перун. Вокруг маленького грызуна сложилась целая теория, рассказанная в упомянутых выше «Мифических верованиях древних славян». Считалось, что хвост белки – это разряд молнии, а вот хруст, с которым белка грызет орехи – это самые что ни на есть отзвуки грома. Если белка случайно забегала в избу, ее пытались оставить и подкармливать.
Ласка для наших предков была сродни кошке. Она тоже могла ловить мышей, была довольно контактной и неагрессивной. Ласок называли покровительницами домашнего очага и приписывали им такие качества как мудрость и доброта, а также ловкость и хитрость.
Медведи
Известно, что отношение к медведю на Руси было особым. Это животное фактически стало символом Русской земли, вызывало трепет и уважение. Однако судьба так называемых «домашних» медведей оказалась незавидной. Предприимчивые торговцы на потеху публике водили мишек по улицам, заставляли выполнять различные трюки, бывало, что и натравливали на преступников или заставляли биться с собаками. В 1867 году вышел указ Александра II «О воспрещении промысла водить медведей для забавы народа». На тот момент по городским улицам действительно часто водили медведей – это явление стало причиной возникновения известного стереотипа.
Пик популярности выступлений с медведями пришелся, как ни удивительно, именно на пореформенные годы – то есть, довольно поздно. После отмены крепостного права многие крестьяне получили от государства настолько маленькие земельные наделы, что не могли обеспечить себя пропитанием. Тогда некоторые из них начали зарабатывать с помощью «медвежьих концертов». Обычно крестьяне приобретали полугодовалых медвежат и обучали их разным командам – например, повторять за человеком простые движения. Подросшее животное на улице сопровождали три человека: хозяин (он же дрессировщик), скрипач и барабанщик. После выступлений они делили прибыль: половина доставалась владельцу медведя, остальное – музыкантам. В 1865 году в Российской империи было основано Общество покровительства животным. Оно состояло всего из пятидесяти человек, однако сразу развернуло активную деятельность по защите братьев наших меньших и устранению жестокости по отношению к ним. В том числе Общество занималось и подачей в министерство внутренних дел прошений о запрете на использование медведей для забавы. В поддержку высказалась и церковь, неоднократно выступавшая против варварской традиции.
Читайте наши статьи на Дзен