Прошлое

Врата Эрлика: где в России находится «дверь в мир мертвых»

2021-06-05 08:00:18

В мифологии тюркских и монгольских народов Эрлик хан – могущественный повелитель загробного мира. После кончины душа каждого человека отправляется в его мрачное царство, проходя через особые врата, разделяющие пространства живых и мертвых. Причем, владения Эрлика находятся не в метафизическом измерении, они вполне реальны. И вход в загробный мир можно найти. Тем более, что он расположен на территории России.

Загробный владыка

Кандидат исторических наук Суржана Миягашева считает Эрлика (Эрлен-хана) могущественным и неоднозначным мифологическим персонажем. Об этом исследовательница написала в статье «Сакральный образ мира мертвых у бурят», которая опубликована в «Известиях Лаборатории древних технологий» (том 15, № 2 за 2019 г.).

Так, если алтайцы и хакасы видят в Эрлике, в первую очередь, отца-создателя, вдохнувшего душу в тело человека, то для бурят он – еще и предводитель недружественных людям восточных хатов (небожителей).

Вообще, образ правителя мира мертвых многогранен. Жители Южной Сибири считали его суровым судьей, который определяет участь каждого покойника, согласно совершенным им при жизни поступкам. А еще шаманы просили Эрлика вдохнуть душу в тело новорожденного. То есть, данный мифологический персонаж представлялся тюркам и монголам повелителем человеческих судеб. Признавая его власть и могущество, люди совершали ему обильные жертвоприношения, приносили богатые дары.

И все же, Эрлик хан ассоциировался с темными, злыми силами. Такая информация содержится в статье кандидата филологических наук Ильсеяр Закировой «Космогонические мифы и легенды татарского народа», вышедшей в «Вестнике Чувашского университета» (№ 4 за 2010 г.).

«По легенде алтайских тюрков, Эрлик по ночам выходит на землю и убивает самых красивых женщин и мужчин, забирает их под землю и делает своими слугами. Души мертвых ему служат. Он посылает на людей болезни, пьет их кровь», – написала И.Г. Закирова.

Север или юг

Согласно представлениям шаманов, души добрых людей, умерших своей смертью на склоне лет, отправляются в страну предков, которая располагается на юге. А души грешников и тех, кто скончался раньше положенного срока в результате насилия или болезни, попадают в темное и мрачное царство Эрлика. Так что врата в его владения располагаются на севере.

Ученые отмечают, что люди изначально располагали мифическую страну предков на поверхности земли, просто вход живым туда был запрещен. Впоследствии мир мертвых стал мыслиться как поземное царство, где людям воздается за совершенные грехи.

В мифологии тюркских и монгольских народов существуют самые разные представления о царстве Эрлика. Примечательно, что его дворец, согласно некоторым преданиям, находится у Черного озера или на берегу мистической реки Тойбодым. Исследователи полагают: эти легенды сибирских народов – отголосок древних представлений о том, что водная стихия связывает миры мертвых и живых.

Поскольку буряты считали Эрлика предводителем восточных хатов, то они располагали его загробное царство на северо-востоке. Это был своеобразный компромисс, ведь помимо оппозиции «Север-Юг» в народе существовало еще противопоставление западного и восточного направлений.

На перекрестке семи дорог

Согласно верованиям алтайцев, царство Эрлика – это Нижний мир вертикальной оси Вселенной. Поэтому врата, через которые проходят души покойных, следует искать в подземной пещере. Туда же во время камланий «направлялись» шаманы, чтобы спасти от смерти людей, собравшихся в последний путь раньше положенного срока.

Алтайский миф гласит, что создателями всего сущего были два брата – Эрлик и Ульген. Первый попросил у второго крошечный комочек земли. А когда получил, то воткнул в него кончик своего посоха и сразу же провалился в Нижний мир. По словам этнографов, в мифологии алтайцев ердин оозы («пасть земли»), находится там, где девять рек сливаются в одну – Тойбодым. И это место расположено «… где-то на западе, на перекрестке семи дорог, вход в него представляет собой большое жерло, откуда с силою выбрасывается огонь».

А вот буряты, например, верили, что ухэли уудэн, или врата в подземелье Эрлика, стережет Ухэр хара (Черный бык). Причем, он внимательно следит за тем, чтобы сквозь мистическую дверь между мирами проходили лишь умершие, а не люди, случайно попавшие к нему через ближайшие пещеры. Шаманы же «проникали» в иной мир, сделав соответствующие подношения.

В устье Оби

Многие народы Сибири, даже не обитающие в бассейне Оби, считали эту великую реку своеобразным отражением горизонтальной оси Вселенной. Ее верховья ассоциировались с обителью светлых богов, срединное течение – с миром живых людей, а устье – с входом в царство Эрлика. Поэтому холодные северные воды, в которые впадает Обь, напрямую связывались с загробным миром. Исследователи отмечают, что в алтайских мифах Обь (Умар-тымар) на севере соединяется с мистической рекой Тойбодым.

За рекой Леной

Поскольку буряты располагали царство Эрлика на северо-востоке, то и врата в загробный мир, по их мнению, находятся за рекой Леной (Зулхэ мурэн), которая долгое время являлась естественной границей мира, известного местным шаманам. Данный факт доктор исторических наук Марина Содномпилова отметила в статье «Образы севера в представлениях бурят: контаминации мифологического и реального», вышедшей в «Известиях Иркутского государственного университета» (т. 20, 2017 г.).

Многие отрицательные персонажи местного фольклора обитают на северо-востоке, за Леной. Это злые духи, враждебные создания – мангадхаи, сам Эрлен-хан и его прислужники. Указанная территория также характеризуется в мифологии как страна сновидений, что только подчеркивает ее ирреальность.

На Байкале

Особое отношение к Байкалу среди народов Южной Сибири объясняется тем, что на этом озере, согласно мифам, находится вход в мир мертвых. Причем, шаманы называют сразу несколько мест, которые могут считаться вратами Эрлика.

Например, примерно в 30 км к юго-востоку от острова Ольхон пару раз в год можно увидеть так называемую Чертову воронку – большой водоворот, возникающий над самым глубоким местом Байкала. Именно там, на дне озера, расположен вход в мир мертвых, поскольку бурятские шаманы верят: священное озеро напрямую связано с холодными северными водами, где и расположено царство Эрлика.

Еще одно предполагаемое место мистического входа – гора Жима, что на Ольхоне. Ее также называют «вратами смерти». По этой причине к горе было строго-настрого заказано подходить кому бы то ни было, кроме шаманов.

Другое запретное место, которое стороной обходили местные жители, это мыс Рытый. По нему к Байкалу течет река Рита. Причем, приблизившись к озеру, она уходит под поверхность земли. И там ее воды, согласно бурятским поверьям, соединяются с Тойбодым, омывающей царство Эрлика.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи