Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-07-19 19:38:47
Андрей Прокофьев

Русский мир

Общину, или мир, как ее называл сам народ, в общепринятой историографии и массовой печати рассматривали на протяжении многих десятилетий как структуру архаичную и контрпрогрессивную. Исходят, конечно, из соображений того прогресса, плоды которого, в том числе и условно положительные, уж точно в социальной психологии, ставятся под сомнение. Особенно если учесть, что по принципу общины отлично живут малые и не только малые города в Европе, а некоторые важные элементы общинной организации конституированы в англо-саксонском праве.

Индивидуалистская западная модель развития человека в обществе, максимально рыхлая, в которой ни семья, ни любой другой союз невозможен, кроме как в форме ассоциации для достижения единоличных целей каждого, отражается сейчас прекрасно в 50% уровне разводов. Клановая восточная модель прекрасно отражается в катастрофическом состоянии социальной адаптации членов клана вне клана. Община должна естественно рассматриваться как наиболее соответствующая развитию российских территорий социально-психологическая и хозяйственная модель.

Община была отброшена целиком как пережиток прошлого, тогда как многие ее части успешно работали и работают. Общинное управление территорией только и способно создать тот уровень развития ЖКХ, к которому РФ всегда стремится.

Общинная ответственность за уплату налогов могла бы создать существенное облегчение для казначейских ведомств. Общинные правила — законы низшего уровня — только они могут обеспечить тот уровень порядка и контроля, который не возможен при вертикальном управлении, насколько бы активным и сильным оно ни было.

Но что гораздо важнее — община являлась всегда носителем русской нравственности — той, которая ставит выше всего духовное развитие человека. И все это говорится пока только в общечеловеческом смысле, вне контекста православных ценностей.

А если обратиться к православным мыслителям и философам, то они-то как раз больше ценили не практическую и хозяйственную, а духовно-нравственную сторону общины.

Константин Аксаков: «Народ есть та великая сила, та живая связь людей, без которой и вне которой отдельный человек был бы бесполезным эгоистом, а все человечество — бесплодной отвлеченностью. Разъединяющий эгоистический элемент личности умеряется высшим началом живого союза народного, другими словами великодушием общинного элемента. В общинном союзе не уничтожаются личности, но отрекаются лишь от своей исключительности, дабы составить согласное целое, дабы явить желанное сочетание всех. Община — это высший нравственный образ человечества, является в несовершенном виде на земле. Христианство освятило и просветило общину. Начало общины есть по преимуществу начало славянского племени и в особенности русского народа, давшего ему кроме слова община иное, жизненное наименование — мир. В народе необходима самодеятельность. Нравственный подвиг народа совершается всем народом».

Община — блестящий пример естественного законотворчества. В жизни общины на Руси, как в городах, так и в селах, законы никогда не создавались сверху, «продуманные» и «продискутированные» разными правоведами. Сама жизнь общины по закону божьему, преданию и писанию вырабатывала систему социальных отношений, которые только в случае крайней необходимости записывались как законы.

Многие ставят общине в упрек подавление личности, но еще 150 лет назад мыслитель Юрий Самарин в дискуссиях с западниками писал, что кризис в то время переживала не община, а родовое устройство, являвшееся более низкой ступенью общественного развития общинное начало составляет основу, грунт всей русской истории, прошедшей, настоящей и будущей». Община хотя и не основывается на личностном начале, но обеспечивает свободу в деятельности индивидов. Личное и общественное начала в России всегда сосуществовали в органическом единстве: вече родовое и родоначальник, вече городовое и князь, вече земское или дума и царь. Этот союз, эта община освящена присутствием святого духа.

Люди живут в общине в соответствии с теми принципами, которые осознаны и приняты ими добровольно на основе отказа от личного произвола. В ассоциации все связи являются искусственными. История Западной Европы показала, что это ведет только к возрастанию эгоизма и корыстолюбия в обществе.
Самарин, будучи в середине XIX века чиновником высокого ранга, не раз злил своими заявлениями Николая I, а однажды даже был арестован. При подготовке крестьянской реформа он выступал за сохранение общинного землевладения, но его идеи не были восприняты и во многом поэтому пост-реформенная деревня быстро пришла в упадок.

Народное название общины — мир. «На миру и смерть красна», «С мира по нитке». Община — это самое высокое проявление христианской соборности в социуме. Как отмечал еще один православный мыслитель Алексей Хомяков, в общинном устройстве проявляется главная черта русского народа, определяющая его особый путь в истории — социальная православная соборность. Сельская община, по его мнению, сочетая в себе два начала — хозяйственное и нравственное — обеспечивала и доброе хозяйствование, и гарантию от морального разложения отдельных слабых общинников, и готовность постоять за общие интересы.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: