Алексей Маресьев: почему у легендарного летчика отняли служебную «Волгу»
Его имя знала вся страна. Подвиг Алексея Маресьева, описанный в «Повести о настоящем человеке», стал символом несгибаемой воли. Летчик, потерявший в войну обе ноги, но вернувшийся в строй и сбивший еще 7 самолетов, казался неприкасаемой легендой. Однако в 1990-е годы герой столкнулся с унизительной реальностью — у 80-летнего инвалида войны отняли служебный автомобиль.
Легендарный летчик без ног
Алексей Маресьев родился в Камышине, работал токарем, строил Комсомольск-на-Амуре, а в 1937 году был призван в авиапогранотряд на Сахалине. К началу войны он был уже опытным инструктором Батайского авиационного училища.
Его судьба изменилась в апреле 1942 года, когда его самолет был сбит в новгородских лесах. Раненый в ноги, летчик 18 суток полз к своим. Спасение пришло слишком поздно — начавшаяся гангрена заставила врачи ампутировать ему обе ноги.
Но Маресьев совершил невозможное. На протезах он не только вернулся в строй, но и сбил еще 7 вражеских самолетов. В 1943 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всегда в форме
После войны Маресьев стал живым символом мужества. Но он не почивал на лаврах — занимался спортом, менее чем за час переплывал Волгу, катался на лыжах и коньках. Даже в 1950-х годах, уже как инструктор, продолжал летать на учебном самолете У-2.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
Однако много времени Алексей Маресьев уделял и своей новой работе. По словам Владимира Фортунатова, автора издания «Новейшая история России в лицах, 1917-2008», после войны Маресьев поступил в Высшую партийную школу при ЦК КПСС и успешно ее окончил, а чуть позже – аспирантуру Академии общественных наук. Будучи кандидатом исторических наук, Алексей Петрович работал в Советском комитете ветеранов войны. В 1983 году он занял должность первого заместителя Председателя упомянутого комитета. В выходные дни Маресьев любил бывать на даче в Московской области. Старожилы рассказывали, что он сам ходил в магазин с палочкой и даже почти не хромал.
Отнятая незадолго до смерти «Волга»
Впрочем, по служебным делам Алексею Маресьеву не обязательно было ходить пешком. В свое время для передвижения Герою Советского Союза из гаража управления делами ЦК КПСС был выделен автомобиль «Волга». Однако после развала СССР это управление стало управлением делами администрации президента, и машину у Маресьева отняли. По крайней мере так утверждает автор книги «Как Ельцин преемника выбирал» историк Николай Зенькович. Тогда в 1990-х годах Алексей Петрович был не только инвалидом, но и уже довольно пожилым человеком. А причина оказалась проста. Согласно документам Маресьев лишился служебного транспорта вследствие «уменьшения бюджетного финансирования управления делами Президента РФ».
Алексея Маресьева не стало через пару лет после упомянутого события. Как пишет Владимир Кучин в издании «Всемирная волновая история от 1991 г. по 2014 г.», 18 мая 2001 года в Театре Российской армии в Москве организовали торжественное мероприятие по случаю 85-летнего юбилея прославленного летчика. Однако буквально за несколько минут до начала вечера Маресьеву стало плохо: Алексея Петровича сразил инфаркт. Он скончался в тот же день. Поэтому концерт, посвященный юбиляру, начался с минуты молчания.