Кронштадтский мятеж: почему у матросов возникли вопросы?
18 марта 1921 года был усмирен Кронштадтский мятеж — восстание моряков, которое могло воспламенить Россию на новую борьбу. Моряки хотели «третьей» революции, свободной торговли и лучшей жизни без коммунистов.
Причины мятежа
Почему восстали моряки? Им не хватало хлеба? Нет, паек моряков был в два раза больше, чем у питерских рабочих, они получали в день по 1,5 — 2 фунта хлеба (1 фунт = 400 г.), четверть фунта мяса, четверть фунта рыбы, четверть — крупы, 60 — 80 гр. сахара. Для сравнения: рабочие за самый тяжелый труд получали в день 225 гр. хлеба, 7 гр. мяса или рыбы и 10 гр. сахара. Причиной восстания, таким образом, был не голод, а несогласие моряков (большая часть которых была из крестьян) с политикой военного коммунизма, подразумевающей экспроприацию и запрет свободной торговли.
Реакция большевиков
Реакция большевиков не заставила себя долго ждать. В Петрограде ввели осадное положение. Мятежникам направили ультиматум; тем, кто решил сдаться обещали сохранить жизнь. Уже после предъявления ультиматума на город с самолетов начали рассыпать листовки с лапидарным текстом «Сдавайтесь! Иначе будете перестреляны как куропатки. Троцкий». Подобные уговоры, конечно, не помогли изменить решение мятежников, но пропагандистская машина работала с не меньшим накалом, в газете «Красный балтийский флот» сообщалось о прошлом членов «ревкома», об их социальном происхождении, роде занятий, имущественном положении до мятежа.
Смятение
Первые выстрелы, сделанные по Кронштадту, вызвали неоднозначную оценку у различных слоев населения. Так, на собрании коммунисты 2-го райкома минно-артиллерийской части Кронштадтского порта заявили, что считают такой “акт преступлением перед народом, той властью, которая именуется Рабоче-крестьянским правительством, потерявших доверие рабочих и крестьян и стремившихся таковую удержать на штыках обманутых коммунистических отрядов и курсантов”, поэтому решили выйти из партии коммунистов. Резолюцию собрания коммунистов подписали 15 человек. Приказ о наступлении был неоднозначно воспринят и в частях Красной Армии. В наступление отказался идти 561-й полк. Командир 561-го полка принимал «репрессивные меры против своих красноармейцев, дабы дальше заставлять идти в наступление». Проще говоря — расстреливал отступавших.
Тухачевский
Усмирение Кронштадтского восстания стало «звездным часом» Тухачевского. Он возглавлял 7-ую армию. Действовал он решительно и очень жестоко, после польского провала ему нельзя было проявить слабину. Приказы были ультимативны: «Приступ вести стремительно и смело, подготовив его ураганным артиллерийским огнем». Именно здесь Тухачевскому впервые пришла в голову идея использовать ядовитые газы для уничтожения противника. Он распорядился обстреливать химическими снарядами крепость и линкоры. Только неподходящие метеоусловия (туман) и близость финской границы остановили командарма. Тухачевский взял от подавления Кронштадта не только славу, но и жену комиссара Балтфлота Николая Кузьмина, которая стала его любовницей.
С копья революции вскормленные
Подавление Кронштадтского восстания вошло в историю как одна из самых кровавых операций Красной армии. Первый штурм крепости не принес успеха, лобовая атака «захлебнулась» в пулеметном и артиллерийском огне. Защитники Кронштадта показали, что они готовы стоять до конца, они были сплочены и хорошо организованы. Интересно, что Ленин был абсолютно уверен в скорой победе над мятежниками и сознательно занижал его роль. В интервью американскому журналисту, данному в марте 1921 года, он решительно заявил, что «восстание в Кронштадте действительно совершенно ничтожный инцидент». Но это было не так. Итоговый штурм 17-18 марта был настоящей кровавой баней, десятки красноармейцев провалилось под лед, который был красным от крови. Отступать было нельзя, солдаты прекрасно понимали это. Первой ворвавшаяся в крепость бригада Рейтера поредела на треть. Невельской полк, потеряв один из батальонов, был спасен ценой гибели курсантов бригадной школы. Когда защитников вытеснили за пределы крепости, пошла в ход кавалерия. К концу дня, узнав, что «вожди» ушли в Финляндию, мятежники начали сдаваться…
Мятеж и эмиграция
Белая эмиграция подняла на щит восставших ещё в самом начале мятежа, потом активно формировало общественное мнение, используя для пропаганды даже газетные «утки». Так, в эмигрантской печати появилась заметка, будто в Кронштадт прибыл пароход, отправленный американским Красным Крестом. Работали и «подрывные бригады»: в ночь с 9 на 10 марта в Ревеле (Таллин) с дома советского посольства был «неизвестными лицами похищен флаг», а на стене дома повешен «плакат с антисемитской надписью. Активную деятельность по оказанию помощи мятежникам развернул в Таллине представитель американского Красного Креста полковник Райан. Нужно сказать, что принятие помощи с Запада было идеологическим промахом восставших. Даже в случае гипотетической «победы» поддержки народных масс они бы точно не добились.
Итоги
Возмездие за бунт было «в духе времени»: 2103 человека расстреляли, 6459 отправили на Соловки. Показательно, что признавать мятеж восстанием моряков большевики не хотели, поэтому его приписали раскрытой ЧК летом 1921 года Петроградской боевой организации, за участие в которой были расстреляны 96 человек, в том числе поэт Николай Гумилев. Семьи многих участников восстания были репрессированы, примерно половину гражданских жителей Кронштадта — около 10 тысяч человек — выселили как неблагонадежных. В официальных документах появился термин «кронбунтовщики». Около восьми тысяч человек ушли по льду в Финляндию. Сталин помнил всё: в 1944 году при заключении мира с Финляндией он потребовал их выдачи.
Читайте наши статьи на Дзен