7 главных народных поверий в Духов день
На смену Святой Троице приходит Духов день. День, прославляющий сошествие Святого Духа на учеников Христовых. День, завершающий цикл Семицко-Троицких празднеств, открывающий Всесвятскую неделю, предшествующую Петрову заговенью, Петрову посту. День, славный на Руси традиционными поверьями и обычаями.
Наступление тепла
«До Свята-Духа не снимай кожуха!», — гласит народная молва, согласно которой переменчивая, обманчивая весенняя погода зачастую продолжается вплоть до Духова дня. И только с наступлением этого праздника мог русский крестьянин позабыть об утренниках-морозах вплоть до осенней поры и встречать летнюю пору-страду. «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке!», — говаривал крестьянин, перебираясь с этого дня на ночлег из душной избы в прохладные сени-клети.
Земля-именинница
Ушла со двора зеленая Троица, венками изукрашенная, а народ давай чествовать землю-матушку, кормилицу, в Духов день именинницу. В этот праздничный день землю-святыню, беременную урожаем, запрещалось трогать: пахать, копать, боронить, засевать, вбивать палки и колья. С думами о плодородии, с надеждой на обильный урожай обходили поля с крестным ходом, соблюдали обычай «кормить» землю. Замужние женщины расстилали в широком поле скатерти и сами трапезничали, и разносили по посевам угощенье: клали кусочки яичницы, пирога, каши, яиц на землю, прикрывали слоем почвы, приговаривая: «Земля-именинница, дай нам урожай»!
Тайны земли
Ждут Духова дня охотники-кладоискатели, дня, когда Мать-Сыра-Земля, плодоносящая и рождающая, открывает все свои подземные секреты и тайны. Как и в ночь Ивана Купалы, отмечаемой по старому стилю с 23 на 24 июня, а по новому с 6 на 7 июля, припадают охотники до таинственного и неведомого к груди земной, прежде помолясь Святому Духу, и «слушают клады» перед самым восходом солнца. И если ведет кладоискатель богобоязненную, праведную жизнь, то открывается ему вся несказанная правда земных и подземных недр, способная обогатить человека на всю жизнь и умолкающая с первыми лучами солнца.
Игрища
С нетерпением и ликованием встречали этот летний светлый день и девушки-красавицы, устраивавшие всей гурьбой приуроченные к Свят-Духу игрища. Накануне вечером, заранее избранной «большухою», рассылались девчата-послы по всем домам созывать красных девиц с матерями и родственницами собраться в определенном месте близ села в Духов день после обеда. И вот в урочный час сходились прошеные и званые гостьи, становились в кружок и запевали песни, пронизанные свадебными отголосками, мотивами. Затем выбирались всем скопом две девушки, которых обступали хороводом. Стояли девицы посредине и внимали песням, а по окончании одной игры отдавали всем благодарственные поклоны и становились обратно в круг, а на их место избирались другие участницы игрищ, до тех пор, пока все не побывают в центре хоровода. При выборе соблюдалась обязательная очередь по старшинству лет: младшая пара не могла становиться в круг раньше старшей. Так играли, пели, плясали до вечера, расходились по дворам перед самым возвращением скота с пастбища, чтобы затем, как стемнеет, вновь сойтись на том же месте и продолжить игры-песни хороводные, должные подготовить девушек к предстоящему замужеству, последующему ему материнству, обеспечивающему продолжение жизни.
Целебные травы
Троица – буйство зелени, цветов, и в Духов день продолжающих красоваться в избах и на дворах, излучать живительную энергию, рост, продуцирующих и целебные свойства. Так цветы и травы, устилавшие, украшавшие церковный пол во время Троицкой божественной службы, богомольцы поднимали в Духов день и приносили домой, где тщательно сберегали под божницею. Кто при необходимости кормил этими травами вперемешку с другим кормом больную домашнюю скотину, кто сушил и толок в ступе, хранил целебный порошок на случай болезни кого-нибудь из членов семьи. Согласно поверью, достаточно было окурить больного благовонным дымом этого порошка, чтобы недуг миновал.
Прочь, нечистая!
«И бегут бесы огня-духа», — из уст в уста передает богобоязненный народ предание о священном огне, который сходит с неба во время Божественной службы и испепеляет всех злых духов, попадающихся ему. Вся нечистая сила, разгуливающая по земле, страшится Духова дня «как огня», бежит-спешит в свои потусторонние «покои», и, в первую очередь, русалки, бродившие всю Русальную, Троицкую неделю по полям, лесам, перепутьям, беспокоившие человека, возвращаются в водоемы, на «тот свет», чтобы через год вновь появиться здесь, на этом свете.
Милостыня
Славен Духов день песенными сказаниями в исполнении слепых, убогих калик-перехожих, воспевающих Творца-Бога, повествующих и о себе, поющих-восхваляющих, о своем смирении и умилении перед небесными силами, снисходящими на землю в этот светлый праздник. Духовный стих приходится как нельзя кстати народному настроению, уповающему на милость Божью, щедрость Матушки-Земли. И не может при звуке этих песенных стихов не сопереживать, не сочувствовать русский человек, столь щедрый на милостыню, никогда не жалеющий хлеба-соли для нуждающегося путника, в котором видит странствующего по земле Христа.