Коми, ненцы, манси: как шло взаимодействие с северными народами
О жизни северных народов России обывателю известно немногое. Существует стереотип, что разрозненные племена имели достаточно примитивную культуру, а их поглощение Российской империей было легким и практически бескровным, но так ли это на самом деле?
Северные народы: кто они и откуда пришли?
Предками современных северян были древнейшие племена финно-угорской группы. Часть из них мигрировала на запад, обосновавшись в Карпатских горах и прилегающих регионах, а часть отправилась на северо-восток, ассимилировалась с существующими разрозненными народностями.
Наиболее многочисленная группа, мансы, создавала укрепленные защитные сооружения, воины великолепно владели боевым луком и умели даже отражать стрелы. Их эпос пестрит сказаниями о сражениях и великих победах.
Коми же, несмотря на этническую схожесть с мансы и ненцами, были ментально гораздо ближе к России, хотя и подвергались гонениям еще со времен существования Киевской Руси. Двигаясь на север в поисках спасения от славян, коми сталкивались с манси, происходили крупные сражения, в результате которых они возвращались «под крыло» русских князей. Так, родственные этнические группы стали настоящими врагами, и именно этот фактор в дальнейшем ускорил завоевание северных поселений.
Завоевание Сибири
Первая попытка завладеть Сибирью согласно записям летописца Гюряты Роговича произошла в XI веке. Новгородские князья не считали манси другие племена серьезным противником, поэтому отправили в поход небольшой отряд. При первом же столкновении, в 1187 году, более ста воинов погибли. Вторая попытка в 1193 году тоже оказалось провальной, 300 сборщиков податей во главе с воеводой Ядреем были убиты. Помогали северянам в сражениях новгородские купцы. Сбор пушнины вредил их торговле, знать предпочитала отобрать мех силой, нежели платить соотечественникам золотом.
Русско-мансийские войны
Столкнувшись с неудачами, Новгород более чем на 150 лет остановил попытки покорить северные территории, бросил все силы на защиту от Золотой Орды. Сражения возобновились в начале XIV века.
Со стороны северных народов самыми опасными оказались отряды «косатых отыров». Эти воины верили, что каждый мужчина имеет пять жизней и одна из них заключается именно в волосах, поэтому никогда не стриглись. Они предпочитали умереть, но не лишиться своих кос, поэтому дрались отчаянно и умело.
Ярким примером стало уничтожение отряда Василия Шенкурского численностью порядка трех тысяч человек. Таежные охотники под руководством князя Ассыки двигались практически бесшумно, прятались под упавшими деревьями и нападали на ничего не подозревающего врага молниеносно.
В то же время коми окончательно перешли на сторону Московского княжества. Духовенство вело активную миссионерскую работу, обращая местных жителей в православие. Епископ Стефан Пермский даже создал специальную азбуку, позаимствовав для нее кроме традиционных тавровых меток буквы греческого и кириллического алфавитов. Ассимилировавшись, коми даже начали участвовать в походах против Пелымского княжества, а себя стали считать подданными Москвы.
В 1455 года Ассыка нанес ответный удар, убив московского наместника князя и епископа.
Покорить ненцев и манси удалось только в 1499 году, четыре тысячи воинов захватили 42 поселения и уничтожили большую часть уральской знати.
Хан Кучум и Ермак: кровавая битва
Но даже после этого подчинение не было полным. Вес на политической и военной арене набирало Сибирское ханство. Но и оно не смогло противостоять предательству и междоусобным распрям.
В то же время атаман Ермак Тимофеев совершил серьезный проступок, ограбив двигавшихся в Москву царских послов. Стремясь избежать казни, он выдвинулся со всеми своими воинами в сторону Сибири. Ермаку несказанно везло, первая битва оказалось легкой, Кучум сосредоточил практически все силы на попытке занять земли Чусовой.
По-настоящему кровопролитное сражение произошло только на реке Туре – там погибли более 600 казаков. Ответный удар с помощью Богдана Брязги был ошеломительным – практически вся военная сила манси уничтожена, а убитых оказалось настолько много, что «они заполнили озеро», которое до сих пор сохранило название Поганое, а вода в нем непригодна для питья.
Мирное подчинение северных народов
Результатом завоевательных войн стала полная экономическая деградация северных народов. Значительная часть населения погибла, другая частично впитала славянскую культуру, утратив свою идентичность. Пользуясь слабостью ненцев и манси, купцы грабили их, отбирая все, что можно затем продать.
К тому же, как и все монголоиды, народы Сибири очень плохо переносили употребление спиртных напитков, мужчины быстро пристрастились к водке, став безвольными рабами. Обращение в христианство не спасло ситуацию, более того, утратив свою религию, северяне деградировали еще быстрее.
Современность: ассимиляция или сохранение национальной идентичности?
Многие годы северные народы были предоставлены сами себе. Кроме того, со второй половины 70-х-80-х годов XIX века на территорию современного Ханты-Мансийского округа массово переселяли жителей Украины, стремясь не столько их наказать, сколько смешать национальности, застраховав страну от вспышек национализма и распрей по этническим мотивам.
В результате популяция северян стремительно уменьшалась – манси в России осталось всего 12,5 тысячи человек, а ненцев – 45 тысяч. Перешедшие раньше всех под эгиду Москвы коми сохранили свою популяцию – на сегодняшний день к этому этносу себя относят 350 тысяч человек.
Современные северяне сталкиваются со сложной и многогранной проблемой – сохранить свою идентичность или перенять культуру более развитого и многочисленного сообщества. Большинство из них выбирают второй вариант, покидая поселки, и переезжают в город. Но есть и те, кому важно сохранить свое наследие. История, культура, в том числе музыкальная и религиозная, набирают популярность, а редкие языки коренных народов пытаются вернуть в программу школьного образования.
Работает программа, созданная по примеру поддержки коренных жителей Северной Америки, позволяющая не платить налоги на вылов рыбы. Но удастся ли осовременить традиционный быт манси и ненцев? Или они навсегда растворятся в большом и пестром котле малых народов России?
Читайте наши статьи на Дзен