Пионеры русской фотографии
Вспоминаем 7 творцов, которые стояли у истоков русской фотографии.
Фотография проникла в Россию сразу после ее изобретения. С подачи Академии наук в России появляются описания известных в то время фотографических процессов, необходимая аппаратура и химикаты, образцы снимков, в частности – большое количество дагерротипов. После первых удачных опытов, проведенных учеными, фотография становится массово популярной. Фотографами хотят быть все — люди разных сословий и специальностей: дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Подавали прошения об открытии дела доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные в отставке, чиновники, студенты. Но больше всего желающих стать фотографами было, конечно, среди художников, окончивших Московское училище живописи и ваяния и Санкт-Петербургскую Академию художеств.
Левицкий Сергей Львович (1819 – 1898) первый мастер фотопортрета
На фото — Император Александр II (между 1865 — 1870 гг.)
Внебрачный сын вельможи екатерининского времени. Бросил работу в министерстве ради дагеротипии и поехал в Париж – слушать лекции в Сорбонне и знакомиться с Дагером и другими пионерами светописи. В 28 лет сконструировал камеру с мехами и прославился на Парижской Промышленной выставке. Революционные события 1848 г. во Франции вынудили вернуться в Петербург, где он открыл первое фотоателье на Невском и стал работать для высочайшего двора. В Зимнем он снимал императорскую чету — Александру Федоровну и Николая I. В 1856 г. — коронацию Александра II в Москве. Ателье приобрело широкую известность, через него «прошли» почти все деятели русской культуры. Левицкий стал первым продавать серии фотографий знаменитостей – правда, литераторов и небольшим тиражом.
В 1859 году опять уезжает в Париж, где его ателье производит 1500 фотографий в день, а за портреты Наполеона III и его семьи, снятые в Фонтебло, он получает звание «Фотограф Императора Наполеона III», но по просьбе императрицы Марии Александровны, возвращается обратно в Петербург. В благодарность фотографу и его сыну даруют в России звание «Фотографов Их Императорского Величества». Мало того, по желанию Александра III, для фотографа был построен образцовый «фотографический дом» напротив Казанского собора.
Изобретатель прародительницы Фотошопа — ретуши, он же стал и ее главным критиком, видя, что фотографы нашли в ней верное средство льстить заказчикам, «выглаживать» лица, молодить и «делать красивыми».
Каррик Василий Андреевич (1827 — 1878) основателей жанровой фотографии
На фото — девушки-углежоги (между 1870 – 1880 гг.)
С родителями-шотландцами приехал в Россию и получил образование архитектора в Императорской Академии художеств. В 1853 г. получил диплом и уехал в Рим, увлекся фотографией, и после шести лет путешествий осел в Петербурге, в собственном фотоателье. Там вместе с компаньоном — опытным техником Джоном Мак Грегором снимал заказные портреты, фоторепродукции живописных полотен, а также позы натурщиков, которые потом художники могли использовать в качестве этюдов для живописи.
Одним из первых Каррик покинул павильон и стал заниматься натурной съемкой, запечатлевая жанровые сцены в Петербурге и его окрестностях, в Новгородской губернии и в Финляндии. За серию снимков «русские типы» Каррик был награжден в декабре 1862 г. наследником цесаревичем Николаем (сыном императора Александра II) бриллиантовым перстнем.
После этого объездил Ярославскую, Костромскую, Казанскую и Симбирскую губернии, посещал города и села Поволжья, Нижегородскую ярмарку, создав около этнографических, пейзажных и натюрмортных снимков.
Булла Карл Карлович (1855 — 1929), родоначальник русской фотожурналистики
На фото — всероссийский праздник воздухоплавания. Воздушный шар перед полетом. 8 сентября 1910 года.
Сын купца в десять лет приехал в Петербург, работал посыльным, а затем техником в фирме «Дюнант», где овладел профессией фотографа. В 1874 г. открыл свое первое ателье и магазин фототоваров.
Булла был самым оперативным в столице фотографом и, как писал в объявлении: «Всегда подготовлен к выезду». Он озаботился получением официального разрешения на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей», в результате чего стал летописцем петербургской жизни, одним из пионеров развивающегося фоторепортажа. Снимки Буллы печатались во многих русских газетах, в журналах — «Нива», «Огонек», «Столица и усадьба», в зарубежной периодике: «Die Woche», «Illustrirte Zeitung», «Illustration» и др. Он печатает свои репортажи на открытках, которые можно рассылать по почте без конвертов.
Получив в 1896 г. звание «Фотограф Императорского двора» и специальный значок «Фотограф Санкт-Петербурга», Булла снимал официальные церемонии, военные маневры, заседания Государственной Думы, уличные баррикады, революционные манифестации. В 1910 г. за серию снимков сиротских домов Карлу Булле было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга, которое распространялось и на двух его сыновей. В столичном ателье Буллы фотографировалась все представители околотеатра и околокультуры.
Барщевский Иван Федорович (1851 – 1948) фотограф архитектуры и «предметки»
На фото — портал Муромского Благовещенского собора XVII в. (1894 г.)
Барщевский стал не просто профессиональным фотографом, а знатоком и собирателем артефактов по архитектуре России, Кавказа, раннехристианского Востока, предметов декоративно-прикладного искусства, письменности. Благодаря его фотографиям удалось восстановить памятники Ростовского кремля, после чего он стал вплотную работать со всеми обществами архитекторов и археологов.
Множество памятников русской архитектуры дошли до наших дней только в виде старых фотографий. В 70–90-е гг. XIX в. И.Ф. Барщевский исколесил всю Россию с фотоаппаратом усовершенствованной конструкции, снимая древности Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Вологды, Владимира, Юрьева-Польского, Суздаля, Переславля-Залесского, Костромы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Пскова, Мурома, Галича, Старицы – всего около 2,5 тыс. фотографий. Каждый объект он снимал с разных точек, обеспечивая полное документирование памятника.
В течение 15 лет (1882 – 1896 гг.) Иван Федорович издает на собственные средства альбомы по русскому искусству (47 томов), которые приобретались и частными лицами, и крупными архивами.
Морозовская Елена Лукинична, первая женщина-фотограф
На фото — А.К. Глазунов. 1895 г.
Черногорка по происхождению (урожденная Княжевич), в молодости работала и учительницей, и продавщицей магазина. Фотографией начала заниматься, как любительница; в 1892 г. окончила фотографические курсы V Отдела светописи при ИРТО. Завершила свое образование в Париже и открыла собственное ателье в Петербурге на Невском проспекте. Состояла в Дамском фотографическом кружке при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Петербурге. Активно снимала артистов, художников и литераторов. Была практически «светским хроникером» при дворе , запечатлела участников знаменитого костюмированного бала 1903 г. в Зимнем дворце, а также большинство спектаклей театра В.Ф. Комиссаржевской (1904-1907 гг). А также ее вотчиной были портреты детей.
Рауль Ж-Х (Рауль из Парижа) автор первых постановочных снимков
На фото – крестьяне Орловской губернии (и древне-русское животное) 1870-е гг.
В 1860-х гг. ему принадлежала «Французская фотография» в центре Одессы. В 1870-е гг. он путешествует по России, создавая постановочные снимки этнографического жанра в центральных районах страны, в Малороссии, Бессарабии, на Кавказе, в Болгарии и Румынии. Снимки печатает в формате открыток и получает за них все мыслимые награды.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вслед за русскими войсками фотограф отправился в Румынию и Болгарию, создав серию снимков по местам боев. В 1879-1882 гг. вместе с профессором Новороссийского университета Н.П. Кондаковым совершил поездку по Северному Кавказу, Грузии и Армении, фотографируя христианские древности. За альбом снимков, сделанных на Синае, был награжден в 1881 г. орденом св. Станислава III степени.
Летом 1884 г., находясь после окончания очередной экспедиции с Кондаковым в Константинополе, пожелал вернуться на родину, во Францию, на юге которой в 1890-е гг. содержал ателье.
На фото — казаки перед выходом на службу, 1875 г.
Сын донского казака, пастух, в 15 лет обучившийся грамоте. Самоучкой овладел ремеслом часовщика, затем стал учеником фотографа в Новочеркасске. В 1872 г. приехал в Петербург, где стал работать в фотоателье, увлекся искусством и пошел вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.
Одновременно изобретал и усовершенствовал объектив для снятия нескольких планов и повышения художественности своих снимков. Летом ездил на родину, где создал серию «Виды и типы 2-го Донского округа», в которой использовал объектив собственной конструкции. Коллеги признали в нем талант светописца и следующими сериями стали «Бахчисарайский альбом» (1880) и интерьеры Императорской публичной библиотеки.
Одновременно мудрил над созданием «смоловидной пленки-пластинки», которая, однако, не нашла промышленного применения в России. За что ему нужно сказать спасибо – так это за изобретенный им моментальный затвор и подробную серию снимков, посвященных художественной и культурной жизни Петербурга.
Читайте наши статьи на Дзен