Ропетовщина: русский архитектурный стиль
Всего каких-то 100 лет назад Россия была законодателем мод в искусстве. «Русский стиль» «гремел» на всех мировых выставках, коллекционеры из Европы и Америк ы разве что не выстраивались в очередь, чтобы приобрести или просто увидеть артефакты от русских мастеров. Среди архитектурных снобов этот стиль получил — с теремками да кокошниками — получил название ропетовщины: в честь архитектора Петра Ропета.
О том, насколько этот архитектор любил и умел обыгрывать привычные вещи, можно судить по экзотической анаграмме его имени. Ропет Иван Павлович — на самом деле, лишь отчасти «Павлович», и при рождении не был «Ропетом».
Отчество он взял дядино, так как рано остался сиротой, и воспитывался у родственников. А вот экзотическая фамилия Ропет — плод его творчества, анаграмма русской — Петров. Этот же прием можно наблюдать и в его творчестве. Будучи продолжателем традиций «русского стиля» в зодчестве, архитектор использовал в декоре новых русских теремов и мавританские элементы, и более экзотические, поражающие прихотливостью орнамента. Именно он — ученик главного хранителя «русскости» Алексея Горностаева — создал тот самый «русский стиль», предваривший искусство модерна. Иван Ропет специально ездил изучать классическую и современную архитектуру во Францию и по Европе. Но, только для того, чтобы вернуться в Россию к русским теремам!
Сначала архитектор занимался декоративной резьбой по дереву и отделкой залов в соавторстве с другими проектировщиками. Его фольклорный стиль сразу же стал популярным при строительстве павильонов на выставках. Очень быстро он приступил и к собственным проектам — архитектурным, декораторским, графическим и дизайну афиш.
Известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов пригласил талантливого архитектора в свою усадьбу Абрамцево. Ропет делает несколько эскизов и строит в 1877–1878 годах баню-теремок. Правда, хозяин усадьбы постоянно вторгается в проект художника, и убирает то, что, по его мнению, лишнее.