Казачья нагайка и русский кнут: что бьет больнее
Нагайка и кнут — практически синонимы, просто для обозначения схожих предметов использовались понятия, позаимствованные у разных народов. Впрочем, между нагайкой и кнутом существуют и серьёзные отличия, в первую очередь в силе удара и технике использования.
Казачья нагайка, в первую очередь, средство для погона лошадей. Небольшая и крепкая, она имела различные формы наконечников. В большинстве случаев — это кожаная бляшка («шлепок») или распутанный наконечник, что предотвращало травмы лошади. Русский кнут — орудие наказаний, то есть специальная вещь, призванная наносить увечья. В Судебнике 1497 года было предписано наказание кнутом за ряд проступков, а к XVII веку он использовался практически повсеместно. При Императрице Елизавете Петровне смертная казнь была заменена именно «кнутованием», хотя результат получался таким, что некоторым и казнь была бы в радость.
Больнее бьёт кнут по причине своей длины. Типичная казачья нагайки вдвое, а то и большее количество раз короче распространённых на Руси кнутов. Соответственно рычаг приложения усилия будет больше, от чего большей будет и боль при попадании. Профессиональный удар кнутом вырывал целые куски кожи с тела человека, особенно если учесть использование различных наконечников. Удар с хорошим замахом вызывает резкий щелчок — это наконечник преодолевает скорость звука. С казачьей нагайкой такое не получится.
Нагайка короче кнута и она имеет древко, благодаря чему этим оружием удобно управляться сидя верхом. С длинным кнутом, который к тому же бездревковый и очень гибкий, будет просто неудобно замахиваться. По сути русский кнут в качестве боевого оружия никогда не использовался именно по причине сложности применения, а вот нагайка входила в перечень обязательного обмундирования казачьих войск Российской Императорской Армии.
Сильный удар нагайки тоже очень болезненный, но с кнутом никак не сравнится. Даже без специальных утяжелителей наконечника, 10-15 ударов кнутом (часто даже меньше) могли попросту убить человека, не говоря уже об увечьях.
Читайте наши статьи на Дзен