Иконы-летописи
Заглянуть в историю средневековой Руси не так просто. Помогут нам в этом разве что особенные, необычные иконы.
«Битва новгородцев с суздальцами» (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород, 1170)
«Битва новгородцев с суздальцами» — непривычный для иконы сюжет, ведь он рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть анналы истории, а не кисть смиренного иконописца. Мы видим на святом изображении высокие крепостные стены Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы «Знамение», и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.
«Видение пономаря Тарасия» (события новгородского мора, 1506)
Другой новгородский памятник – «Видение пономаря Тарасия» — это икона-карта, «географический чертеж» немыслимой красоты и масштабности. Сегодня он позволяет историкам реконструировать Новгород начала XVI века, ведь на нем изображен весь город в деталях – несохранившиеся и перестроенные церкви, озеро Ильмень и даже иконостас Хутынского монастыря.
Но икона эта – опять же история о чуде, иллюстрация к преданию о пономаре, услышавшем пророчества святого в своем ночном видении. Сон пономаря Тарасия провозвестил ужасные бедствия, ожидающие Новгород, – мор 1506 года, наказание за грехи народа.
Кара Божья – трагический сюжет этой иконы. Расплата за грехи рисовалась в традициях миниатюр Апокалипсиса. Озеро, угрожающее затопить город; множество ангелов со стрелами; туча огненная – вот устрашающие детали иконы. И тут все эти беды показаны на фоне Новгорода, ведь, по преданию, пономарь Тарасий видел «чудеса страшные и ужасом преисполненные» с самого верха церкви.
«Василий и Константин в житии», клеймо (битва ярославцев с татарами на реке Которосль , 1257)
Война, которая правда может считаться святой, – борьба с нашествием свирепых полчищ Батыя, тяготившей Русь властью «нехристей». И тут грани размываются. Воины становятся святыми, а монахи – воинами. Иконы иллюстрируют битвы.
Такие «клейма-битвы» появились на иконах святых с житием в XVII веке, ведь свою жизнь эти праведники положили за то, чтобы спасти родину. Это сделали князья Василий и Константин, погибшие в битве с татарами под Ярославлем.
А любимый всеми и почитаемый на Руси Сергий Радонежский – лучший пример духовной борьбы с безбожниками, на его иконе запечатлено целое «Сказание о Мамаевом побоище».
«Сергий Радонежский с житием и сказанием о Мамаевом побоище» (Куликовская битва, 1380)
Время и пространство в этом изображении совершенно особое, ведь мы видим одновременно такое количество образов, что иначе как летописью клеймо иконы преподобного Сергия не назовешь. Чтобы воспринять её, нам надо разделить картину на фрагменты, а потом уже собирать из этой мозаики целое панно.
Вот из разных городов Руси собираются в Москву ратные силы, вот и сама битва – яростное столкновение Пересвета и Челубея. Вот она ставка Мамая, от которой идут толпы ордынцев и ниже — бегство и гибель темника Золотой орды. Возвращение русских воинов, погребение погибших. Вся история Куликовской битвы как на ладони, стоит только вглядеться.
«Церковь воинствующая» (Казанский поход Ивана Грозного, 1552)
Символ святой Руси — «царская» икона, получившая название «Церковь Воинствующая». Огромный четырехметровый образ, величественный и грандиозный, был написан по велению Ивана Грозного в память о взятии Казани. «Благословенно воинство Царя Небесного» — такое дали ему название, но изображено это небесное царство в единстве с земным.
Сам государь Иоанн Васильевич в центре святого образа – на коне, с сонмом ангелов, венчающим его царственное могущество. Священные идеалы власти, философское понимание Москвы как «Третьего Рима» — такие сложные идеи оживают в красках иконы.
Мы видим на ней святых правителей всей христианской истории мира – так, император Византии Константин Великий шествует рядом с Владимиром Красно Солнышко и его сыновьями-мучениками Борисом и Глебом.
Войска устремлены в Небесный Иерусалим, где встречает защитников церкви Богоматерь Одигитрия – Путеводительница. Этот райский град еще и символ Москвы. Противопоставлен ей пылающий город из откровения Иоанна Богослова — символ покоренной Казани.
Читайте наши статьи на Дзен