Главные «страсти» по памятнику Пушкину
135 лет назад на Тверской площади в Москве был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. В день рождения поэта предлагаем вспомнить о препятствиях, которые «омрачили» судьбу главного пушкинского памятника страны.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
«Нет, весь я не умру»
Хлопотал за появление памятника Пушкину друг и учитель поэта Василий Жуковский. Он подал Николаю I идею об увековечивании памяти о пиите в Михайловском. Однако, идея (случайно или намеренно?) осталась незамеченной. В 1855 году с инициативой выступают и чиновники Министерства иностранных дел, в котором когда-то служил Пушкин. Они обращаются к князю Горчакову с просьбой разрешить объявить подписку, в которой смогли бы принять участие все желающие, — таким образом можно было бы собрать средства на строительство памятника. Однако князь не решается завизировать «сомнительное предприятие», тем самым ставя крест на инициативе. Только через пять лет, видимо, не в силах более противостоять общественному резонансу власти дают «добро».
«Слух обо мне пойдет по всей Руси великой»
Первую премию за проект памятника, как известно, в 1875 году получил Александр Опекушин, который призвал на помощь архитектора Ивана Богомолова. Реализация проекта заняла пять лет. За это время была изготовлена модель статуи, по которой на питерском бронзолитейном заводе отлили памятник, а также был сделан темно-красный гранитный пьедестал. Торжественные мероприятия решено было приурочить к годовщине открытия Лицея — 19 октября 1879 года, однако один из угловых монолитов был поврежден, его пришлось заменить, и, следовательно, перенести дату открытия монумента.
«И долго буду тем любезен я народу»
Новая дата был назначена на день рождения поэта — 26 мая. В программе были запланированы литературно-музыкальные вечера, «Пушкинские чтения», раздача бесплатных брошюр о поэте и праздничный обед. Однако из-за смерти императрицы Марии Александровны и объявленного траура, дата вновь была перенесена.
6 июня 1880 года на Тверскую площадь съехалась, похоже, вся Москва. Люди скупили у цветочников ландыши и фиалки, и забросали ими пьедестал. После торжественных речей Тургенева, Достоевского, Плещеева и других, покров с памятника устремился вниз, а возликовавшая толпа разразилась овациями: задумчивый поэт со слегка склоненной головой словно застыл всего на мгновение, чтобы в следующую секунду продолжить свой путь.
«Что в мой жестокий век восславил я свободу»
«И не оспаривай глупца»
Интересно, что на Страстном бульваре находился дом, в котором размещалась редакция газеты «Московские Ведомости», которой руководил издатель и литературный критик Катков. В либерально-демократических кругах бытовало устойчивое мнение о том, что газета исполняла «полицейские обязанности в литературе». Напротив редакции жил обер-полицмейстер генерал-майор Козлов. Окна его квартиры выходили на Тверской бульвар и памятник Пушкину. Таким образом, поэт вновь оказался под двойным надзором. Вот как пишет об этом обстоятельстве Гиляровский: «Как? Пушкин умер? Это вздор,/Он жив! Он только снова/Как прежде отдан под надзор/Каткова и Козлова».
«Веленью божию, о муза, будь послушна»
«Путешествовал» по площади поэт уже неоднократно. В этом же году «страсти по Пушкину» разгорелись с новой силой. 14 мая комиссией при Мосгордуме было принято решение отказать в переносе памятника на противоположную сторону, то есть на то место, где он был установлен в 1880 году. Ранее была внесена инициатива о строительстве памятной часовни Страстному монастырю и династии Романовых. Появление этой часовни, по мнению группы горожан, восстановило бы историческую справедливость, ведь Пушкин занял место взорванной в 1937 году колокольни Страстного монастыря. Однако, как уже было сказано, Пушкина было решено оставить на месте, успевшем стать культовым.
Читайте наши статьи на Дзен