Как подтверждалось отцовство на Руси
Установление истинного отцовства в древней Руси ввиду отсутствия генетической экспертизы и вообще каких-либо представлений о генетике было довольно сложной задачей. Обычно оно основывалось на каких-то догадках родителей или внешних признаках ребенка. И поскольку эти критерии являются довольно зыбкими, ошибки случались постоянно.
Когда отец определял, что ребенок его по крови
Обычно гарантией кровного родства считалась внешняя схожесть малыша с предполагаемым родителем. Если у крохи были папины нос «картошкой», большие голубые глаза, светлые волосы или какие-то другие подобные признаки, отец вздыхал спокойно: ребенок рожден от него.
И совершенно напрасно. Эти черты в большинстве случаев были общеродовыми, поэтому генетическим отцом малыша с той же долей вероятности мог быть и брат, и даже отец мужчины. Такое «общее сожительство» было довольно частым явлением в русских семьях.
Одним из самых частых случаев измены являлось так называемое «снохачество». Главы семейств довольно часто сожительствовали с женами собственных сыновей. Обычно это делалось по принуждению, но иногда свекор мог задобрить невестку подарком или посулом более легкой работы. В ход шли все средства. Естественно, дети, рожденные от таких связей, походили и на мужа женщины, и на ее свекра, ведь оба мужчины являлись ближайшими родственниками.
Что могло стать поводом для отказа мужчины от отцовства
Случались и прямо противоположные ситуации, когда мужчина сомневался в своем истинном отцовстве из-за внешней несхожести ребенка, но при этом малыш был действительно его родным. Древние славяне даже не подозревали о таком понятии, как «рецессивный ген», поэтому все на похожие на папу дети отбраковывались. Женщина могла быть сурово избита или понести другое серьезное наказание за измену, которой на самом деле не совершала.
Рецессивным называется ген, который находится как бы «в меньшинстве» и в обычных условиях подавляется доминантным геном. Но если рецессивный ген, например, карих глаз у голубоглазой матери встречается с таким же рецессивным геном у голубоглазого отца, то у этой супружеской пары из четырех-пяти детей один малыш с высокой долей вероятности будет кареглазым. Естественно, на таких деток в русских семьях отцы смотрели косо, считая их ублюдками, то есть внебрачными.
Современные методы
Все эти сложности с установлением отцовства давно в прошлом. Сейчас достаточно провести генетическую экспертизу, чтобы с 99,99999%-ной вероятностью установить родство между папой и сыном или дочерью. Специалисты могут выделить ДНК из образца слюны, волоска, обрезка ногтя, капли крови на носовом платке или даже фрагмента ушной серы. Все эти вещи содержат наши генетические маркеры.
Проведение такой экспертизы часто практикуется в судебной практике для установления родства, например, при подаче иска на наследство. Анализ ДНК на отцовство доступен абсолютно всем, но по вполне понятным причинам не каждый его проводит. По статистике, около 30% российских мужчин воспитывают не своих детей, даже не догадываясь об этом.
Истина может всплыть совершенно случайно. Нередко она обнаруживается во время разных операций, когда ребенку требуется переливание крови. Любящий отец всегда предложит свою, но вот тут-то и может обнаружиться, что он своему малышу — чужой человек. Для одних мужчин такое известие становится настоящей трагедией, для других — возможностью научиться прощению и продолжать любить маленького человека как своего родного, невзирая на показания генов.
Читайте наши статьи на Дзен