Прошлое

Откуда в православии есть почитание мощей

2017-09-14 13:35:19

Нетленные мощи – свидетельство вечной жизни для верующих и загадка для ученых. Этот феномен до сих пор порождает массу вопросов, на которые не всегда есть ответ.

В чаянии воскресения

О нетленных телах сказано еще в ветхозаветном пророчестве: «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). Для верующих нетленность тел – напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни, недаром ранние христиане собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили.

Живший в XIX веке митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» характеризовал нетление мощей, как «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Однако по церковному учению наличие нетленных мощей еще не является обязательным условием для канонизации. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) писал, что если церковь находит в земле тела, не превращенные в прах земной, то почитает их или как святые мощи, или как тела отлученных. Святыми мощами, по словам архиепископа Вениамина, считаются тела, издающие приятный запах и благоухание – если «сияют некоторыми лучами красоты», а не истлевшие тела отлученных грешников «бывают надуты и подобны колоколу или пузырю, очень черны и безобразны».

При канонизации нетленных мощей большее внимание придается наличию «чудотворений» по молитвам к подвижнику, в противном случае канонизация не совершается.

Спасительный источник

Почитание святых мощей проистекает от веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире, говорит митрополит Антоний (Паканич). Однако еще до Рождества Христова люди верили, что плоть человека, исполненного божественного духа, после смерти сохраняет свою святость.

В Ветхозаветной Книге Царств есть об этом свидетельство. В ней повествуется о воскресении умершего человек, прикоснувшегося к мощам пророка Елисея: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар. 13:21)».

Постановление об обязательном почитании нетленных святых мощей было принято в 787 году на Втором Никейском соборе. Интересно, что в русском переводе документов–деяний Второго Никейского собора греческое слово λείψανα (мощи) переведено как останки.

Согласно этому учению, нетленные мощи не исцеляют и не творят чудеса сами по себе, а делают это силой пребывающего в них Святого Духа. Отцы Седьмого Вселенского Собора, опираясь на опыт Церкви, называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.

Для любого христианина также было важно понимание, что Дух Святой может проявляться не только через нетленное тело, но и посредством вещи, принадлежавшей святым подвижникам. Так, книга Деяний апостольских рассказывает, когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).

Почитание, а не поклонение

Служение литургии над погребениями мучеников имеет такие же давние корни, как и почитание нетленных останков. После окончания периода гонений христиан на Востоке многие храмы стали возводиться непосредственно над гробницами христианских мучеников. В каждом Православном храме в специальном ковчежце под престолом расположены мощи святых, над которыми совершается Божественная Литургия. По святоотеческой мысли благоговейное почитание мощей является основанием для наших молитв ко святым, в которых всегда можно испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб.

Среди протестантов или атеистов нередко можно услышать мнение, что поклонение мощам, пусть и святым, дело совсем не богоугодное. Однако православная традиция опирается на Отцов Церкви, всегда четко проводивших грань между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам или мощам.

Митрополит Антоний (Паканич) по этому поводу говорит: «Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, который стяжали святые еще при жизни и который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу».

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи