Прошлое

Чем русские казаки отличаются от украинских

2017-09-23 09:31:30

Эти два народа всегда будут сравнивать и анализировать потому, что имея общий корень – казак – они, как бы это ни было парадоксально, имеют совершенно разную природу своего происхождения и своей культуры. Со временем эти разделительные национальные черты стали проявляться острее.

Дон полюбили русские казаки, Днепр - украинские

Территориально они стали различаться с самого начала – донские казаки облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские казаки считали своей родной рекой Днепр. Округ этих рек стихийно образовывались казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и в большей мере имело лишь один общий посыл – быть готовым в любой момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага. Недаром в 1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием - им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями. Особой лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая заниматься вольным промыслом в степи и на воде.

Первые упоминания в летописях

Первое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской летописи» от 1471 года, которую написали в Москве: «...Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее ему дары от своих сокровищ...» В 1489 году появилось первое упоминание в летописях об одном из украинских казачьих отрядов, укрепившихся в низовье реки Днепр. Об украинских казаках в истории европейской мысли упоминали в 15 веке, дату образования первой Запорожской Сечи историки называют 1553 или 1556 годом.

Лица белые и смуглые

Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских. В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь тюркских народностей – черкасов-адыгов.

Галушки против щей

Созданный писателями – Гоголем, Шевченко - характерный образ украинского казака стал для многих поколений ориентиром для общей характеристики представителей этого народа: немного хитрости, лукавства, сообразительности и расчетливости. А вот об образе жизни русских казаков отзывы былималоприятные: смесь монастыря и казармы – вот как описал один из путешественников свое впечатление от пребывания в казачьем поселении. Украинский казак - горячий поклонник национальных блюд. Гастрономические интересы у украинских и русских казаков также были разные. Если на Украине предпочитали кулеш, тетеря (из жидкой муки готовили суп), вареники, то на Дону большой популярностью пользовались наваристая уха, щи.

Шаровары с лампасами

Одежда и военное обмундирование донских и украинских казаков было различным. Широкие шаровары, расшитые украинским узором просторные рубашки, кафтан, остроконечная меховая шапка, самопал, два пистолета, нож – вот небольшой перечень походной одежды и оружия для украинца. На голове у донского казака была папаха, одет он был в шаровары с лампасами, сапоги, обязателен был капюшон-башлык, сверху надевался полукафтан – бешмет, а сабля была главным оружием. Впоследствии различия в одежде и обмундировании увеличивались.

Усы на голове и на лице

Внешний облик также отличался – запорожцы носили, как правило, длинные усы, которые свисали им чуть ли не до плеч и такой же висячий «ус» они оставляли на выбритой полностью голове. Тогда как донские казаки волосы с головы стригли очень коротко и никаких экзотических прядей не оставляли, считая, что это может помешать в бою. С развитием иррегулярных войск во второй половине 19 века в моду вошла еще одна традиция, которая получила законодательную основу – по указу донцы нижних чинов должны были носить бороду. В качестве украшения – это особенно ярко стало проявляться во второй половине 19 века – донские казаки стали выпускать наружу чуб, которому делали своеобразный начес для красоты и высоты прически. Серебряная серьга – еще один элемент мужского украшения также встречался у украинских казаков, так и у русских казаков. У них серьга прочно вошла в моду и сохранилась до наших дней, тогда как у украинцев эта мода не прижилась. А еще украинцы примерно с 1640 года стали носить карманные часы, что считалось признаком богатства.

Отношения с властью и первые военные походы

Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение. В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков. Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году. В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн. Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2017-09-29 00:07:33
    ЮРИЙ КОУЗОВ
    хорошо!
  2. 2017-09-26 15:24:46
    aleksey alekseytsev
    Киевский журналист Олесь Бузина по поводу этой гипотезы иронизировал: «То есть, по логике ее последователей, некий питекантроп, выведясь из обезьяны в Африке, пришел на берега Днепра, и тут потихоньку переродился в украинца, от которого произошли русские, белорусы и прочие народы вплоть до индусов». До середины XVII столетия термин «украинец» в качестве этнического обозначения не употреблялся. Это признают даже самые идейные историки «Незалежной». Зато в документах той поры встречаются другие слова – русские, русины, малороссы, и даже россияне. В «Протестации» 1622 года киевского митрополита Иова Борецкого есть такие строки: «каждому всходнего благочестия народу росийского челов еку... всем благочестивым церкве восточная благопослушным великоменитого н ароду российского всякого стану духовного и свицкого достоинства побожным людем». А вот фрагмент письма 1651 года гетмана Богдана Хмельницкого турецкому султану Мехмеду IV: «…и вся русь, которая здесь живёт, которая с греками одной веры и от них своё начало имеет…». К слову, в записанной от кобзаря с Черниговщины Андрея Шута думе произносится: «Що ж то в нас гетьман Хмельницький, русин». Нежинский протопоп Симеон Адамович в письме царю Алексею Михайловичу более конкретен: «…и по тех моих трудех от милости вашей царской с Москвы отнюдь ехати не хотелось есмь, ведаючи непостоянство своей братии малоросси йских жителей…». Словосочетание «Малая Русь», как название поднепровских земель впервые зафиксировано в 1347 году в послании византийского императора Иоанна Кантакузина.
  3. 2017-09-25 22:15:08
    Алексей Уваров
    Валентина Сковорода, 83-й пехотный Самурский Его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича полк
  4. 2017-09-25 19:56:15
    Анатолий Иванович Попов
    Чушь, автор не знает историю казачества. А различие казаков возникли из-за длительного проживания в на разных территориях. Несмотря на то, что после раздела казачества прошло более 200 лет- говор "украинских " казаков имеет небольшие отличия от "русских"- донских, кубанских, терских казаков, более того он схож с уральскими казаками. Раздел казачества, на русских и украинских насильственный и начался, только после появлении территории Украина и национальности украинец в 1918г . Истинное же разделение началось после 1991г, "дух казачества" был заменен на бандеровскую идеологию, православие заменилось на униата-католицизм, сейчас на Украине происходит массовое перерождения казачества в национализм - по идее г-ла Краснова!
  5. 2017-09-24 08:51:56
    Валентина Сковорода
    А у них вечно про казаков писано, как с бору по сосёнке понабрано. Что-то кто-то где-то услышал, свалил в кучу и написал. Меня, честно говоря, больше фотография интересует - кто на ней? Шашки - драгунские, шифровка на погонах - не казачья. Хто это?
  6. 2017-09-23 22:10:48
    Игорь Яковлев
    Бред полный, или просто лживая Евро-ПРОПАГАНДА разделять на украинское и русское! Автор статьи либо сознательно Лукавит, Врет, либо блеснул своим НЕВЕЖЕСТВОМ, потому что титул Гетмана днепровских казаков "Гетман РУССКИЙ"! - Только так и не иначе во все времена истории, от Ружинского до Хмельницкого! Титул "Гетман Украины" НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛ В ИСТОРИИ ! (Кроме одного Скоропадского в 1918, который никогда не был Гетманом Днепровских казаков, и которого немцы назначили этим дебильным титулом). Также в официальном королевском обращении к чести казацкой, запорожской периода Речи Посполитой одновременно с титулом Гетмана - "Гетман РУССКИЙ", написано дословно "Шляхетство РУССКОЕ в чинах урядах и реестровом казачестве." - ни о каком "Шляхетстве украинском" нет ни одного слова в королевской грамоте ! - Это первое ! Второе: Казаки несли пограничную службу, с этого и начиналось казачество, а вот все границы во времена Запорожцев и Донцов назывались только УКРАИНАМИ и в Великом Княжестве Литовском и в последующей Речи Посполитой и в Царстве Русском (потому что у Края Державы), при этом, по всему периметру Державных границ, и на Юге, и на Западе, и на Севере и На востоке! Именно по этой причине никогда в истории не существовал титул Гетмана Украины (Гетман ПОГРАНИЧЬЯ) а вот "украинцами" (пограничниками) назывались ВСЕ ПОГРАНИЧНЫЕ СЛУЖБЫ в Державе, при этом с обеих сторон границы ! Так в период Мирных переговоров между Литвой и Великим Княжеством Московским Царь Иван III пишет Указ о том, что бы его Украиннные Князья и Наместники и все УКРАИНЦЫ не чинили вреда УКРАИНЦАМ Литовского Князя Александра.
Скрыть комментарии
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи