Главные русские экспериментаторы: кем они были
Своими странными решениями они меняли историю России, своими выходками шокировали общественность. Вспоминаем главных «фриков» русской истории.
Иван Грозный
Иван Грозный правил Россией почти 40 лет. За это время он успел прославиться не только как сильный государь, но и как весьма непредсказуемый человек. Чего стоит только его переезд почти на 20 лет в Александровскую слободу, которая стала формальной «столицей» русского государства. Скорее всего, решение о переезде царь принял из-за конфликта с митрополитом Филиппом. Глава церкви обличил неправедное житие царя. Наличие в Слободе иноческого братства воочию показывало всем, что государь ведет жизнь святого.
Иван Грозный со своим братством особо не заигрывался. В 1570—1571 годах одни братья были зарезаны либо повешены на воротах собственного дома, другие утоплены либо брошены в темницу.
В 1575 году Грозный и вовсе отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Распространился слух, будто государь был напуган предсказанием кудесников. Известие об этом сохранил один из поздних летописцев: «А говорят нецыи, что для того сажал (Симеона), что волхви ему сказали, что в том году будет пременение: московскому царю будет смерть».
Предупреждения такого рода самодержец получал от колдунов и астрологов не однажды. Иван же стал называть себя «холопом Ивашкой».
Конечно, Симеон не был настоящим царем, неопределенность его положения усугублялась тем обстоятельством, что он занял царский трон, но получил вместо царского один только великокняжеский титул. На третьем месяце правления Симеона Грозный сказал английскому послу, что сможет вновь принять сан, когда ему будет угодно, и поступит, как Бог его наставит, потому что Симеон еще не утвержден обрядом венчания и назначен не по народному избранию, а лишь по его соизволению. Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком, где Симеон и умер в 1616 году, приняв перед смертью монашество. Почти год Грозный проводил свой странный эксперимент.
Лжедмитрий I
Лжедмитрий I остался в истории одним из самых загадочных русских царей. Доподлинно неизвестно даже то, кем он на самом был. Сам он нисколько не сомневался в своем прямом родстве с Иваном Грозным, его признала Дмитрием мать и бояре.
Самой популярной версией на сегодняшний день остается мнение, что Лжедмитрием был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Надо сказать, что версия не самая убедительная, особенно учитывая умение Лжедмитрия мастерски ездить верхом, стрелять, танцевать. Сомнительно, чтобы в юности отданный на послушание Отрепьев настолько хорошо этому всему обучился.
К тому же сам Лжедмитрий, чтобы развеять сомнения, показывал народу истинного Григория Отрепьева. Когда тот стал не нужен, его за пьянство сослали в Ярославль.
Поскольку Отрепьев был не простым монахом, а дьяком Чудова монастыря, секретарем патриарха, его без труда отличили бы от двойника. И обман неминуемо был бы раскрыт в Москве или другом городе.
Лжедмитрий I был, нужно признать, не самым плохим царем. И он поражал современников своим поведением. За сто лет до Петра I Лжедмитрий покорял сердца ремесленников тем, что работал с ними наравне, он вместе с охотниками ходил сам на охоту (в том числе и на медведя), устраивал военные смотры, готовясь к войне с Крымским ханством, после обеда гулял по городу и разговаривал с купцами и мещанами.
Боярскую думу Лжедмитрий превратил в Сенат и сам активно участвовал в его заседаниях. Мечтал он и о всеобщем образовании – в начале XVII века.
Еще по пути в Москву он говорил: «Как только с Божьей помощью стану царем, сейчас заведу школы, чтобы у меня во всем государстве выучились читать и писать; заложу университет в Москве, стану посылать русских в чужие края, а к себе буду приглашать умных и знающих иностранцев».
Лжедмитрий признавался: «Есть два способа царствовать, милосердием и щедростью или суровостью и казнями; я избрал первый способ; я дал Богу обет не проливать крови подданных и исполню его». И он был милосердным: он помиловал бояр, плетущих против него заговор, прощал разбойников и воров, отменил телесные наказания для дворян, снял запрет на представления скоморохов, карты, шахматы. И это всего за год правления.
Петр I
Петр I оказался на троне в результате «борьбы кланов» и свержения царевны Софьи. Вплоть до 1696 году он царствовал в тандеме со старшим братом Иваном, власть которого была номинальна. Приход Петра к власти кардинально изменил вектор развития России.
Царь «прорубил окно в Европу», много и успешно воевал, боролся с духовенством, реформировал армию, образование и налоговую систему, создал в России первый флот, изменил традицию летоисчисления, провел областную реформу.
Петр I был странным царем. После его возвращения из Великого посольства по Московии поползли слухи о подмене государя. По одной версии, Петра «заклали в стену», а вместо него прислали на Русь похожего лицом самозванца. По другой — «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен».
Масла в огонь добавило то, что вернувшийся из Европы Петр начал масштабное уничтожение «древнерусской старины». Также ходили слухи о том, что царя подменили еще в младенчестве: «Государь не русской породы и не царя Алексея Михайловича сын; взят во младенчестве из немецкой слободы, у иноземца по обмену. Царица-де родила царевну, и вместо царевны взяли ево, государя, и царевну отдали вместо ево».
Царя и правда как подменили. Насмотревшись на гладковыбритых европейцев, он решил, что все беды в России от растительности на подбородке и ввел налог на бороды.
В 1705 году Петр издал указ об обязательном брадобритии. За право носить бороду аристократам нужно было выложить от 50 до 100 рублей. «Бородачи» получали так называемые бородовые знаки, этакие паспорта на бороду. Нелегальное ношение волос жестоко каралось. Царский шут Яков Тургенев по приказу Петра брил провинившихся даже во время балов, снимая острым лезвием с щек вместе с волосами кожу и мясо.
Павел I
Сын Екатерины Второй, Павел I, тоже большой приверженец всего европейского, стал очередным объектом слухов. Среди простонародья были популярны слухи о подмене младенца. Якобы Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили на «чухонского мальчика». Других смущало то, что он появился на свет только через 10 лет брака Екатерины и Петра III.
Говорили о том, что настоящим отцом Павла был граф Сергей Васильевич Салтыков — фаворит Екатерины. Сами Романовы относились к этой истории с юмором. Александр III, узнав о слухах, перекрестился и сказал: «Слава Богу, мы русские!». А услышав опровержение истории, перекрестился еще раз: «Слава Богу, мы законные!».
За короткий период своего правления Павел I прославился многочисленными запретами в неожиданных сферах. Так, Павел Первый запретил бакенбарды, балы, чтение иностранной литературы, внес серьезные изменения в армейскую форму. Павел I был великим магистром Мальтийского ордена. В период его правления на российском гербе даже появился мальтийский крест.
У Павла были серьезные планы в отношении Мальты, он даже хотел сделать ее российской губернией. На острове император планировал создать военно-морскую базу для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Хотел Павел вместе с Наполеоном покорить и Индию, но этим планам не суждено было сбыться.
Толстой-американец
От царей перейдем к человеку света. Федор Толстой был очень неординарным человеком. Служа в Преображенском полку, он однажды опоздал на смотр из-за того, что летал на воздушном шаре. После того, как полковник Дрезден его отчитал, Федор Толстой мог попасть под трибунал, но избежал его, попав вместо своего двоюродного брата на корабль «Надежда», который выходил в первое русское кругосветное плавание.
На корабле Толстой не задержался. Он перессорил экипаж и вел себя по меньшей мере вызывающе.
Однажды он напоил корабельного священника Гедеона, что называется, «до положения риз» и, когда старичок уснул на палубе, припечатал бороду иеромонаха к палубе и поставил на сургуче государственную печать. Ломать ее строго воспрещалось, Гедеону пришлось лишиться бороды.
Потом Толстой сумел досадить самому Крузенштерну. Во время отсутствия капитана Толстой с бортовой обезьяной проник в капитанскую каюту, положил на стол лист бумаги и начал лить на него чернила. Обезьяна внимательно смотрела и хорошо выучила урок. Толстому оставалось только выйти из каюты, как надрессированный примат залил весь капитанский стол чернилами, испортив документы и карты.
Оставить Толстого на корабле Крузенштерн не мог и в 1804 году он высадил неуемного графа в Петропавловске-Камчатском. Показательно, что Толстой отправился в Петербург не сразу. Несколько месяцев он провел на Алеутских островах и жил среди аборигенов острова Ситху, которым русские колонисты дали название «колоши». По рассказам самого Толстого, его даже хотели сделать вождем племени. Объективных доказательств этого нет, но то, что Толстой долго жил на островах, сомнений не вызывает.
Когда Толстого еще не выгнали с корабля и «Надежда» стояла на Маркизских островах, Толстой покрыл все тело татуировками. Тату-культура и сегодня несет в себе черты маргинальности, в XIX веке татуировки вызывали шок и трепет, слыли принадлежностью «дикарей». Толстой сознательно эпатировал окружающих.
У Толстого-американца было две главных страсти: дуэли и карты. Выйдя в отставку, он продуктивно предавался обеим. Он играл в карты много и не всегда честно, отчего наживал недругов, принимал и бросал вызовы на дуэль. Однажды Толстой был секундантом у Гагарина. Дуэль была назначена на 11 утра следующего дня. Заехав за Толстым перед дуэлью, друг застал его спящим. Оказалось, что «американец» накануне спровоцировал скандал с обидчиком Гагарина и ранним утром уже расквитался с ним.
Страстный бретер, счет дуэлям Толстой-американец не вел, но число убитых им на дуэлях помнил. Таковых он насчитал одиннадцать человек. Федор Иванович и в любви был нетипичен. Его жена, цыганка Авдотья Тугаева, родила двенадцать детей, но зрелого возраста достигла только одна дочь Прасковья.
Старшая дочь Сарра умерла в возрасте 17 лет. Федор Иванович считал это возмездием за свои дуэльные убийства. Напротив имен каждого из умерших детей он писал «квит».
Федор Иванович был личностью яркой и в свете известной. Он водил дружбу с Жуковским, Пушкиным, Вяземским, Грибоедовым. Именно Толстой ввел Пушкина в семью Гончаровых.
Федор Толстой был выведен Пушкиным в романе «Евгений Онегин» в роли секунданта Зарецкого. «Ночной разбойник, дуэлист» из монолога Репетилова в «Горе от ума» Грибоедова – также списан с Толстого.
Наконец, двоюродный племянник Федора Ивановича, Лев Толстой, нескольких своих героев «списал» с «американца». Долохов в «Войне и мире», граф Турбин в рассказе «Два гусара» — прототипом этих героев был Федор Толстой.
Лев Толстой
Лев Толстой — классик русской литературы, но его поведение часто шокировало общественность. Так, в уже достаточно преклонном возрасте он стал вегетарианцем. В 50 лет писатель стал свидетелем убийства свиньи, а после этого еще и отправился на бойню. Вид умирающего быка ужаснул писателя. Про свою диету он говорил: «Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом».
На идее вегетарианства зиждилось не столько здоровье писателя, сколько новое восприятие мира. Предпочтение овсяной каши и компота из сухофруктов совпало с религиозным подъемом – по мнению писателя, запрет насилия над животными мог положить конец злу всего мира.
Собственное вегетарианство Лев Николаевич почитал не иначе как исполнением христианской заповеди: «Не убий». Последние двадцать пять лет своей жизни Толстой рьяно пропагандировал идею отказа от мясной пищи, сопереживал всему живому в статье 1892 года «Первая ступень» и активно поддерживал журнал «Вегетарианство».
Образ великого писателя и философа с трудом сочетается с увлечением Льва Николаевича карточными играми. Но была у писателя и такая страсть. Фартовым картежником Толстой не был, отчего часто страдали его денежные счета, а долги гнали из столицы. В 1851 году Лев Николаевич, спасаясь от оценки имущества, срочно бежал на Кавказ.
«Чудил» Толстой и на ниве образования. Яснополянская школа – очередной эксперимент Толстого в рамках увлечения педагогикой. Вскоре после освобождения крестьян в 1861 года Лев Николаевич создал в Ясной поляне школу — без регламентации и дисциплины. Толстой спорил с педагогической школой немцев, а дети крестьян сидели на уроках исключительно так, как им того хотелось. На учителя возлагалась задача заинтересовать творческую крестьянскую аудиторию. Было у Льва Николаевича и такое развлечение – во второй половине 1880-х он трижды пускался пешком из Москвы в Ясную Поляну.
Прогулка в 187 км привлекала не только графа – компания подбиралась каждый раз. С писателем прошлись сын художника Н. Н. Ге, Михаил Стахович, младший брат издателя Сытина. Наконец, нужно сказать и о непростых отношениях Толстого с православием, приведшие к отлучению писателя от церкви.
Григорий Распутин
Григорий Распутин — личность одиозная и загадочная. В 1904 году он переселился в Петербург, где о нем быстро распространилась слава юродивого и старца. На тот момент Распутину было чуть за тридцать. По народной легенде, он приехал в Петербург по личному указанию Богородицы — как спаситель царевича, а также не раз говорил: «Меня не будет — царя не будет» (и оказался прав).
1 ноября 1905 года с «божьим человеком» знакомится императорская чета. Познакомили с царской семьей Распутина черногорские принцессы, которых в свете за пристрастие к оккультизму недолюбливали, называя «черногорскими пауками».
Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола цесаревичу Алексею, Распутин приобрел доверие императора, а особенно императрицы. Болезнь наследника была трагедией царской семьи и одновременно тщательно скрываемой от посторонних тайной. А там, где есть тайна, как известно, всегда рождаются самые невероятные слухи. Их о Распутине ходило множество. Николай II с императрицей называли его «наш друг», или «Григорий», а он их — «папой и мамой».
Все время, что Распутин был при дворе, под него «копали». Он был очень неудобной фигурой, протестовал против участия России в Первой мировой войне. Многие из обвинений, предъявляемых Распутину, – в сектантстве, разврате, закулисном влиянии на политику – так и не были доведены до конца в силу того, что не получили должного подтверждения. Летом 1914 на Распутина было совершено первое покушение, 30 декабря 1916 — второе и последнее.
Барон Унгерн
Монголы называли барона Унгерна «белым богом войны». Он мечтал восстановить империю Чингисхана и спасти монархию во всем мире. Унгерн говорил, что в его жилах течет кровь прославленных воинов, что его предком был чуть ли не сам Атилла.
Также в роду у барона были тевтонские рыцари и, как он сам уверял, странствующий рыцарь по прозвищу «Топор», рыцарь-разбойник Ральф Унгерн и алхимик XVII века Вильгельм Унгерн, которого называли не иначе как «брат Сатаны».
К вопросам веры Роман Унгерн подходил со свойственной ему оригинальностью. В протоколе допроса барона Унгерна он называет себя человеком, верующим в Бога и Евангелие и практикующим молитву. Это косвенно подтверждают и письма Унгерна, в них нередко встречаются цитаты из Священного писания.
Однако во время беседы с писателем-оккультистом Фердинандом Оссендовским Унгерн рассказывал: «Свою жизнь я провел в сражениях и за изучением буддизма. Дед приобщился к буддизму в Индии, мы с отцом тоже признали учение и исповедали его». Барон Унгерни исповедовал буддийское философское учение читтаматра, одно из течений Махаяны, распространенное среди тибетских лам. Одно из его положений гласит, что реальность является игрой ума и плодом воображения.
Унгерн отличился доблестью в Первую мировую. Про него говорили: «Либо он хочет умереть, либо совершенно уверен, что пули его не берут». За свои подвиги барон был награжден пятью орденами, в том числе и св. Георгия 4-й степени с надписью «За храбрость».
Революцию барон не принял, он верил в монархию. Черный барон мечтал о создании державы, которая бы объединила кочевников Востока от берегов Индийского и Тихого океанов до Казани и Астрахани. Ее первой крупицей должна была стать Монголия, опорой — Китай, правящей династией — дом Циней, который китайцы свергли во время Синьхайской революции 1911—1913-го годов.
Что-то Унгерну даже удалось. Когда Унгерн взял Ургу 2 февраля 1921 года, то получил много золота и титулы: цин-вана, князя 1-го ранга, и наивысший, ханский, со званием «Возродивший государство великий батор, командующий».
Долго он на месте не сидел. Этой же весной он отправился на север — бороться с большевиками и восстанавливать империю Чингисхана. Его предали свои же офицеры Азиатской дивизии.
15 сентября 1921 года, несмотря на мораторий на смертную казнь, его расстреляли. Рассказывают, что перед смертью Роберт-Николай-Максимилиан фон Унгерн-Штернберг изгрыз свой Орден Святого Георгия, чтобы он не достался врагам.
Никита Хрущев
В советское время «фриков» было немного. Те, что были — проводили жизнь либо в психиатрических клиниках, либо за 101 км.
Однако история СССР все же дала пример фикового поведения, и не у рядового гражданина, а у генсека. Конечно, речь идет о Никите Хрущеве.
Репутация у него среди других высоких товарищей была не самой достойной. «Шут, дурачок, неуч», — высокомерно отзывались о нем старые большевики сталинской гвардии. Отзывались про себя или в надежных, герметичных кулуарах власти. Дурачком Хрущев, конечно, не был, но чудил по-крупному.
25 февраля 1956 года – в последний день XX съезда КПСС, Хрущев прочитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором камня на камне не оставил от репутации Иосифа Сталина. Это было равноценно тому, если бы сегодня перед американским конгрессом выступил президент с обвинениями президента Джорджа Буша в организации «нового мирового порядка».
Весной 1957 года Хрущев фактически объявил внутренний дефолт, приняв решение о прекращении выплат по всем выпускам «сталинских» облигаций, которые были в свое время «обязательными» и на подписки на них ежегодно у советского гражданина уходило порой до трех месячных окладов. Ну а вскоре, «по просьбе трудящихся», было решено повысить розничные цены на мясо и мясные продукты на 30%. Это привело к массовым волнениям во многих городах. Но самая страшная трагедия произошла весной 1962 года в Новочеркасске, когда демонстрация рабочих была подавлена с помощью пулеметных очередей.
Очень яркой иллюстрацией характера Хрущева является эпизод его встречи с одним американским сенатором. Американец понравился Никите Сергеевичу, и он поинтересовался «Откуда вы?» — «Из Миннеаполиса». Первый секретарь ЦК КПСС подошел к карте мира, обвел карандашом Миннеаполис и пошутил: «Это чтобы я не забыл, что этот город должен уцелеть, когда полетят наши ракеты».
Что говорить, умел Хрущев подбирать яркие метафоры. Одной из таких метафор в конце 1950-х Хрущев огорошил американского посла, дав анализ действий канцлера ФРГ Конрада Аденауэра: «Мы никогда не примем Аденауэра как представителя Германии. Если снять с него штаны и посмотреть на его задницу, то можно убедиться, что Германия разделена. А если взглянуть на него спереди, то можно убедиться в том, что Германия никогда не поднимется».
Читайте наши статьи на Дзен