Ферапонтов монастырь: почему эта обитель считается сокровищницей русского искусства
Ферапонтов монастырь был возведен на месте обители XIV века, основанной Преподобным Феропонтом Белозерским и его соратниками. Монашеский подвиг преподобного состоял в отшельничестве, уединенном служении Господу и отказе от мирской суеты.
Ферапонт был духовным центром обители, отцом и наставником здешних иноков. Его ученики стали основой особого духовного и хозяйственного строя северного монашества, благодаря которому монастырь приобрел широкую известность у русской феодальной знати и стал центром культуры на рубеже XV – XVI вв.
Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. В начале XVII в. ему принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.
Ферапонтов монастырь в Вологодской области расположен в 20 км на северо-восток от города Кириллова. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв. >По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда после падения Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре оказался как раз на великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. В самом начале XVI века здесь работала артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века.
Иконография фресок Ферапонтова собора уникальна! Никто и никогда прежде, не изображал ни Иоанна Предтечи в жертвеннике, ни Вселенских соборов. Дионисий повлиял и на канон изображения Богородицы. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Акафист Богородице если и включался в роспись, то занимал обычно незначительное место где-нибудь в приделах храмов. Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. В те времена еще не существовало строгих канонов, и, возможно, Дионисий воспользовался этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. «Радуйся!» — вот чему посвящен весь цикл его росписей Рождественского храма.
Фрески, созданные Дионисием — это продолжение архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — «сияет» живописью. Дионисий охотно отдается ярким впечатлениям жизни, он может упиваться пестрыми узорами драгоценной парчи, яркими красками заморских шелков, сиянием камней-самоцветов. В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель.
Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. Возможно, при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый — светло-зеленым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым, поэтому его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода.
Образы всех персонажей из жизни исполнены Дионисием с необычайной душевной деликатностью
Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Это уникальные авторские фрески полностью сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся.