Зачем на Руси под избы закапывали лошадиные черепа
У славян еще с глубокой древности и вплоть до конца XVIII века существовала традиция — принесение «строительной жертвы». Если ее не совершить, то дом будет непригоден для жизни. Почему?
«Строительная жертва»
Традиция подношения «строительной жертвы» была характерна для всех народов мира, которые на заре становления цивилизации были язычниками. Прося защиты у богов или благодаря их за благосклонность, древние люди по велению жрецов подносили высшим силам дары, в роли которых чаще всего выступали убитые младенцы или рабы.
Аналогичное действо совершалось и при закладке строительных объектов, когда тела жертв замуровывали в фундамент или помещали под пол здания, умиротворяя, таким образом, кровожадных духов земли.
Подобная находка была сделана в украинском городе Василёве, где специалисты проводили раскопки на месте языческого храма. В качестве «закладной жертвы» многобожники использовали расчлененное тело мужчины, положенное в один гроб с сожжёнными костями жертвенных животных. Кроме того в месте, где на стене святилища в незапамятные времена образовалась трещина, археологи обнаружили замурованные скелеты двух годовалых малышей.
В свою очередь этнограф Дмитрий Зеленин видел в «строительной жертве» славян тотемическое поклонение деревьям и обитавшим в них духам. Поскольку на Руси основным строительным материалом были брёвна, а на возведение избы требовалось вырубить не одно считавшееся священным дерево, люди, чтобы умилостивить высшие силы, приносили им кровавые жертвы. Первоначально духам «отдавали» малышей, девушек и крепких парней, а после принятия христианства в роли ритуальной жертвы выступал домашний скот или символические предметы обихода.
Археолог Валентин Седов отмечал, что в целом строительные заклады на Руси подразделялись на две категории – живые и бескровные. Первая форма жертвоприношения, подразумевавшая убийство, была более распространённой, в то время как второй отдавали предпочтение жители Архангельской и Вологодской губерний, закапывавших под угол избы шерсть, ладан или монеты.
Ритуальные дары
Специалист по традиционной славянской культуре Елена Левкиевская отмечала, что «строительная жертва» служила не только своеобразным залогом прочности здания, но и гарантией, что жизнь людей в этом строении будет наполнена радостью, счастьем и здоровьем. Языческий ритуальный дар должен был оградить хозяев дома от болезней, преждевременной смерти, разорения хозяйства. Перечисляя наиболее распространённые «строительные жертвы» учёный называла барана, лошадь, собаку, петуха, кошку, козлёнка, поросёнка, телёнка, утку и индюшку. Несмотря на то, что этот обряд порицался Православной церковью, славяне для защиты жилища от злых духов и привлечения удачи, закладывали в фундамент лоскутки из ризы священника, иконы, ладан, а также деньги и драгоценности.
Кроме того, Е. Левкиевкая отмечала, что «строительную жертву» на Руси приносили не только при возведении жилища, но и при постройке печи, колодца, моста, церкви, городской стены и прочих строений.
Дмитрий Зеленин дополнял список предметов, закладываемых в основание дома, шерстью, которая должна была обеспечить избу теплом, а также продовольственными продуктами (мёд, соль, хлеб, зерно), символизировавшими материальный достаток. Он же отмечал, что язычники закапывали под печкой изображение мужского полового органа, с целью отпугивания чертей.
Черепной заклад
Однако самой культовой «строительной жертвой» считался череп, поскольку на Руси голова человека или животного была мистическим вместилищем его силы и души.
Строить жильё «на чью-нибудь голову» было обычным делом, так возводились и княжеские терема, и крестьянские избы. В зависимости от достатка семьи в качестве ритуального подношения выступали лошадь или курица, чьи головы устанавливали как в основании различного рода построек, так и прямо под закладным венцом.
Древние славяне были уверены, что дух умерщвлённой лошади сможет отпугнуть подбирающихся к дому врагов и защитить их от несчастий. Если финансовое положение хозяев не позволяло им заколоть мерина, то под основание дома могли заложить его деревянное изображение. Но большинство крестьян предпочитало принести в жертву курицу и, закопав под главным углом дома её голову, быть уверенным, в том, что их жилище находится под надёжной охраной.
Место поисков
Историк Борис Тимощук в работе «Восточнославянская община VI-X вв. н.э.» констатировал, что новгородская Вечевая площадь на толщину до 1 м была вымощена обрубленными ритуальными коровьими челюстями.
То, что столица русского средневекового демократического государства изобилует «строительными жертвами» было выяснено в результате масштабных раскопок.
Советские археологи во главе с Валентином Седовым на одном только Неревском раскопе обнаружили в фундаментах исследуемых строений около 40 жертвенных конских черепов. Подобный строительный заклад был найден и в Ильинском раскопе XI века, где по описанию археолога Валентины Мироновой, череп лошади лежал в отдалении от его сложенного в анатомическом порядке скелета.
Аналогичные жертвоприношения в последующие годы были извлечены из-под толщи культурного слоя на Борисоглебском раскопе в Старой Руссе, на Земляном городище в Старой Ладоге, на селище Ближнее Константиново-1 под Нижним Новгородом, в Городке на Ловати, в Великих Булгарах, в Суздале.
На Рюриковом Городище в Приильменьи, в Ярополче-Залесском и в поселении Нижнее Константиново-I в роли «строительной жертвы» выступали коровьи головы, которые замуровывали в фундамент, подкладывали под печи и закапывали в подвале.
Артефакты языческих пережитков были обнаружены даже в Мангазее — основанном в XVII веке первом русском городе заполярья. Ученые, занимавшиеся раскопками, выявили среди местных ритуальных закладов черепа и скелеты собак, костяные фаллосы, сломанные ножи, специально изорванную кожаную обувь, украшения и даже нательные православные кресты.
Все найденные в Западной Сибири «строительные жертвы» по своему расположению подразделялись на 4 категории и были извлечены из-под завалинки, пола, печного фундамента или окладного венца.
Читайте наши статьи на Дзен