Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-11-17 14:21:54

Современная икона в мире

Какова судьба иконы в современном мире? Павел Бусалаев, известный иконописец и глава иконописной мастерской, работы которой находятся не только в России, но и во Франции, Швейцарии, Великобритании и Америке, рассказывает о сути конференции «Современная икона в мире», которая прошла в Санкт-Петербурге 9-11 ноября 2011 года.

 Современная икона в мире

 — Что такое современная икона, есть ли это явление вообще? — риторически вопрошают воспитанные на классике искусствоведы.

— Не является ли изображение, написанное сегодня, пусть и в каноне и даже в высокой иконописной традиции, безжизненным клоном того, что раньше дышало силой и благодатью? – интересуются неравнодушные священнослужители.

— Да бросьте! Умное, молитвенное, богословски оправданное, иконописное деланье  —  это просто пиар, сказки для раскрученных сайтов по продаже так называемых «икон». Все уже давно поглощено коммерцией. Расскажите еще, что это делается натуральными пигментами и по древним технологиям, – иронизируют не менее неравнодушные оппоненты.

— Посмотрите на ваши церковные лавки, набитые низкопробной продукцией, на новые росписи ваших храмов,  на 70% имитирующие 19 век, только гораздо хуже его качеством.  Откуда взялся этот «девятый вал» церковного рокопопса? И почему этими проблемами не интересуется ваше начальство? – искренне беспокоятся сочувствующие люди искусства.

— Да не беспокойтесь вы так! Ведь ваша иконопись  — капля в современном информационном море. Весь совокупный бюджет ваших церковных искусств во всем мире не стоит бюджета и пары голливудских блокбастеров, а все эмоциональное обсуждение ваших проблем – буря в стакане воды, – успокаивают друзья-телевизионщики и компьютерщики. – Стив Джобс умер, скоро всем будет 3D, а вы страдаете своими сакральными глупостями. Людям нужно современное зрелищное цифровое искусство. А что, не так?

Эти и другие подобные вопросы современным иконописцам приходится слышать регулярно. И не только слышать, но и задавать их себе. Прошли те времена, как советские, так и постсоветские, когда можно было, ни о чем постороннем не думая, просто писать иконы и просто приносить их на освящение в храм. Разливанное море того, что претендует называться иконой, открытие границ и торжество информационной революции превратило наш прежде подпольный, а затем интенсивный и, при этом, мирный труд в церковно-коммерческий и социально-политический акт. Иконопись, внезапно для нас, стала не только православным, но и всемирным явлением.

Подтверждением этих новых реалий явилась международная конференция, «Современная икона в мире», организованная издательством «Коломенская верста» и прошедшая в Санкт-Петербурге с 9 по 11 ноября. Это было, пожалуй, самое представительное международное собрание не только ученых, но и иконописцев, занимающихся богословием и богословов, занимающихся иконописанием.

Интересен состав конференции. Помимо участников из России, ее обогатили:

— с иной стороны Земли — представители США, Канады и Уругвая;

— со стороны же нашей – участники из Финляндии, Сербии, Греции и Италии.

Это собрание было международным не по имени, а по факту. Половина  докладчиков была из-за рубежа. Из них, в свою очередь, половину составляли итальянцы (католическая, но каноническая иконопись в Италии – тема отдельной статьи). Народ, желающий высказаться по иконописной сути, собрался по большей части именитый. Редко кто, включая архонта Вселенского Патриархата, не обладал докторской степенью или членством в комиссии по церковным искусствам.

Современная икона в мире

Как это происходило? Первые два дня конференции мы провели в Доме правительства в Смольном. Во-первых, это было красиво. В закрытых кабинках синхронисты переводили доклады на три официальных языка конференции – русский, итальянский и английский. В зале, где проходила выставка икон, располагались мастер-классы, где какой-нибудь академик или ассистент-профессор, после своего богословского доклада, просто и обычно брал в руки кисть и писал икону или фреску, удивляя своим мастерством и скоростью работы. Вспоминался тропарь на праздник Торжества Православия – «.. и, исповедающе спасение, словом и делом сие воображаем».  Тем, кто не мог предпочесть доклад мастер-классу, как и наоборот, помогали большая плазма и наушники.

Во-вторых, по сути. Ее лучше всего передадут некоторые названия тем докладов и круглых столов:

  • «Канон: содержание и границы»
  • «Икона в современном литургическом пространстве»
  • «Китч и современное иконоборчество»
  • «Творческое отношение и преданность традиции в иконографическом творчестве»
  • «Мистическая безграмотность в современном мире иконописи»
  • «Проблемы создания новой иконографии»

На удивление быстро стало ясно, что все наше иконописное сообщество, разделенное географически, культурно, и, что особенно важно, конфессионально, объединяет понимание общих реалий. А именно:

 Современная иконопись развивается «не благодаря, а вопреки».

Следование традиции – дело благородное, но необходимое, трудное и не всегда приятное.

Везде существует некая довлеющая сила, и, часто, впереди иконописи пытается бежать её тень.

 И, при этом, наше всемирное иконописное «малое стадо» не собирается бояться, но желает действовать, постигать данный нам Богом дар и идти вперед.

 Обо всем этом, и не только, мы поговорим в следующих заметках.

Павел Бусалаев

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: