Вертеп
Сейчас у многих церквей можно увидеть сооруженную из елового лапника «пещеру», а под ее зеленым сводом — икону Рождества или даже фигурки связанных с этим праздником персонажей — пастухов, волхвов, Святого Семейства. Это — русский вариант рождественского вертепа, маленького подобия той пещеры, где укрылись Иосиф и Мария с Младенцем во время бегства в Египет. Само старославянское слово «вертеп» как раз и обозначает пещеру.
Рождественский вертеп появился в России не сразу и пришел из Европы. Он представлял собой не просто статичное праздничное украшение, став со временем народным кукольным театром и важной частью святочных развлечений. Подобный театр был известен у славян Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польши («яселки»), Правобережной Украины и Западной Белоруссии («батлейка»). Оттуда вертепный театр и пришел в Россиию в конце 17- начале 18 века через Украину и Белоруссию.
Интересно, что вертеп получил большое распространение в Сибири. Дело в том, что еще в 17 веке в далекий Тобольск прибыли для преподавания в славяно-греческой школе и семинарии воспитанники Киево-Могилянской академии. А там рождественский театр даже входил в учебную программу! В Новгородской и Смоленской губерниях кукольный театр испытывал влияние белорусской «батлейки».
Устраивали представления как профессиональные кукольники-вертепщики, так и любители: крестьяне, солдаты, священнослужители, мещане. Обычно представления приурочивали к Святкам. Однако в Сибири (в Иркутске) с вертепом могли ходить по домам от Рождества до Масленицы. Здесь же были известны не только переносные, но и стационарные кукольные театры такого типа. Вход на представление обходился в 5-10 копеек. А в конце 19 — начале 20 века «вертепный театр» стал постоянным и профессиональным промыслом. Например, выходцы из Новгородской губернии путешествовали по разным местностям России, где проходили ярмарки.
Переносной ящик для вертепа делали из досок или картона. Обычно он состоял из двух ярусов. «Сцена» закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками. В полу ярусов проделывались прорези для движения закрепленных на стержнях кукол. Прорези не были заметны, поскольку пол покрывался мехом,. Зрителеь не видел и рук кукольника, находившихся в заклееном бумагой пустом пространстве между верхним и нижним ярусами. Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.
Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам «играл» за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.
Верхний ярус вертепного ящика назывался «небом», «пещерой» или «хлевом»; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных. Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.
По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.
Иллюстрации:
1. Белорусская «батлейка».
2. Великорусский вертеп, 19 в.
3. Куклы Ельнинского вертепа, нач. 19 в.
4. Куклы вертепного театра, 19-20 вв.
5-6. Современные варианты вертепа.
7. Русский кукольник.
Источники изображений: materinstvo.ru, dynamo.geol.msu.ru, booksite.ru, data14.gallery.ru
Читайте наши статьи на Дзен