Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-01-26 16:05:06

Русский календарь

 Четверг — «перевал» недели-седмицы в конце января-«сечня»… Богатая родословная русского календаря не сводится к сухим столбикам цифр в ежедневнике. И в начале високосного года самое время обратить на нее внимание.

У древних славян год делился на двенадцать месяцев, названия которых были тесно связаны с явлениями природы: сечень (январь) — время вырубки леса; лютый (февраль) — лютые морозы; березол (март) — существует несколько толкований: начинает цвести береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь; цветень (апрель) — цветение садов; травень (май) — зеленеет трава; червень (июнь) — краснеют вишни; липец (июль) — цветение липы; серпень (август) — от серпа — время жатвы; вересень (сентябрь) — цветение вереска; листопад (октябрь) — опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) — от слова «груда» — мерзлая колея на дороге; студень (декабрь) — студено, холодно. Многие древнеславянские названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и удержались в некоторых современных — в украинском, белорусском и других.

В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя, но названия дней недели — седмицы — взяли свои. Седмица начиналась с недели(с того дня, когда «нет дел»); понедельник- первый день по (после) недели; вторник — второй; среда — средний; четверг — четвертый; пятница — пятый; суббота от еврейского слова «саббат» (шаббат) — день покоя.

О днях недели существует множество родившихся в народе примет, пословиц, поговорок:

  • «Воскресенье — свято, понедельник — черный, вторник — повторник, среда — постница, четверток — перечит, пятница — корячится, суббота — делу почин».
  • «Понедельник и пятница — тяжелые дни, вторник и суббота — легкие».
  • «С понедельника — на всю неделю (т. е. счастье или несчастье)».
  • «В понедельник деньги выдавать — всю неделю расходы «.
  • «В понедельник — на могильник, во вторник — на кокорник (по В. Далю — лес, годный на кокоры. Кокора — копань, накурок, кница, бревно или брус с корневищем, дерево с корнем клюкой, с коленом, для судостроенья), в среду — на переды, в четверг — по коты (по В. Далю — женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами… И наша дура коты обула! В котах щеголяет (говорится в Сибири о всякой вещи редкой или дорогой), в пятницу — на мельницу, в субботу — на работу, в воскресенье — на веселье».
  • «В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли».
  • «Понедельник — похмелье; вторник — повторник; середа — пост; четверг — перевал; пятница — не работница; суббота — уборка; воскресенье — гулянье».
  • В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу.
  • В понедельник чихнешь — подарок на неделе.
  • Сухи вторники. Вторники и субботы легки.
  • Что бог не даст, а в среду (в пятницу) не прясть.
  • Не суйся, середа, наперед четверга.
  • Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет.
  • Среда да пятница четвергу не указчица.
  • В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай.
  • Не суйся, пятница, наперед четверга.
  • Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
  • Кто в пятницу прядет, святым родителям кострикой (по В. Далю — костер или костеря, костра, кострика…кострыга…правильнее — кастеря, кастрика — жесткая кора растений, годных для пряжи льна, конопли; их мнут мялицею, мельчат кору и выбивают вон трепкою и ческою) глаза запорашивает.
  • По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
  • Только бы бог перенес через субботу (школьничья).
  • От субботней расправы уйду — воскресенье переживу.
  • Задать кому субботки (школьничья).

Летоисчисление велось от сотворения мира, которое, по христианскому учению, произошло за 5506 лет до н.э. Год начинался с 1-го марта, когда приступали к сельскохозяйственным работам. Так продолжалось до 1495 г., когда, по византийским обычаям, начало года перенесли на 1-е сентября, а летоисчисление продолжали вести от сотворения мира. Слово «воскресенье» вместо «недели» стали использовать только в XVII в. Своя реформа календаря была произведена у нас, как и вообще множество реформ, Петром I.

Царский указ от 19 января 1699 г. гласил: «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так, в России было введено летоисчисление от Рождества Христова. А 20 января Петр I издал следующий указ: «О праздновании нового года и в знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случится и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве, на вороты или над храминою своей поставить…». И, конечно, до 1918 г. жили по юлианскому календарю. Лишь декретом от 24 января 1918г. был введен григорианский, который и действует поныне.

 По книге Брудной Л.И. «Энциклопедия обрядов и обычаев»


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: