По дороге к Богу
Подробное руководсвто для распознания грехов и борьбы с ними дал нам преподобный Иоанн Лествичник. Много внимания уделил он гордыне и тщеславию, видя в них корень многих прочих прегрешений:
- Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов [22, 2].
- Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять им же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет верх острием [22, 5].
- Тщеславие побуждает легкомысленных, при посторонних, облекаться в смирение, и в поступках своих, в лице и голосе, показывать благоговение; за трапезою оно заставляет заметно воздерживаться; на псалмопении – ленивых делает ревностными и безголосых доброгласными [22, 22].
- Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, и в презираемых посевает памятозлобие [22, 23].
- Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям, и чрез них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих [22, 26].
- Кто сделался рабом тщеславия, тот ведет двойную жизнь; одну по наружности, а другую – по образу мыслей и чувств, одну наедине с собою, а другую – на людях [22, 28].
- Видел я, как иные начинали духовное делание по тщеславию; но потом, переменив намерение в делании, предосудительное начало увенчали похвальным концом [22, 30].
- Кто возносится естественными дарованиями, как то: остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою ума, и другими подобными способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда не получит выше естественных благ; ибо неверный въ маломъ и во многомъ неверенъ будетъ по своему тщеславию (Лк. 16, 10) [22, 31].
- Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездн [22, 35].
- Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет у нас, приводя к обольщению нас слова Спасителя: тако да просветится светъ вашъ предъ человеки, яко да видятъ добрая дела ваша (Мф. 5, 16) [22, 37].
- Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту; так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и завершительницу [22, 45].
- Начало гордости — корень тщеславия; средина — уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец — отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав [23,2].
- Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе [23,4].
- Бог гордым противится (Иак. 4, 6): кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его? [23,9].
- Наказание гордому — его падение, досадитель — бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно [23,10].
- Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый же старец возразил: «Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты не горд, как не тем, что говоришь: я не горд» [23,14].
- Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба [23,18].
- Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете [23,29].
- Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою [23,31].
- Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели [23,33].
- Кто пленен гордостию, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое [23,37].