Легенда о Покровском соборе
Наши познания в истории, как правило, формируется профессиональными историками. К ним у нас максимум доверия, ведь они ученые люди, которые строго опираются на факты. А параллельно «безупречной» науке живет история народная.
Это легенды, которые передаются из уз в уста через поколения. Отношение к этим байкам у «академистов» не очень хорошая, однако порой народная история» выглядит куда более живой и правдивой, нежели научные монографии. Представляем вашему вниманию легенду о строительстве Храма Василия Блаженного, записанную в 1924 году известным фолклористом Евгением Барановым со слов московского сапожника Ивана Васильевича Шамкина.
Эту церковь выстроил, верно, Иван Грозный, только не им она начата была. А жил тогда в Москве один такой юродивый — Василий Блаженный. От него и пошло начало этому собору, а Иван Грозный на готовое пришел. Ну, правда, не пожалел своих денег.
А этот юродивый зиму и лето ходил в одной рубахе и босиком. До колен была рубаха, просто женская рубаха. И шапки не носил. Зимой-то какие морозы? Теперь нешто морозы! Раньше галка на лету замерзала. Плеснешь, бывало, воду, а падает лед. Вот какие морозы были! А Василий этот в одной рубахе ходил, и ничего.
И собирал он деньги. А собирал так: придет на рынок, подымет полу и стоит, а сам молчит… Ну уж народ знает: начнет класть в подол — кто пятак, кто копейку, кто сколько может. И как наберет полную полу, сейчас бежит на Красную площадь, где теперь Василий Блаженный стоит. Прибежит и примется бросать деньги через пра-вое плечо. А они падают — пятак к пятаку, копейка к копейке, три копейки к трем копейкам. Сами по порядку падали.
И много было таких кучек денег. И никто их не трогал, и воры не трогали. Всяк смотрел, а взять боялся. И вот почему боялись брать эти деньги: раз нашелся такой человечек — дай, говорит, возьму деньжат немного. Пришел ночью, набил карманы. А тут и серебряные были деньги, и золотые. Ну, наложил в карман, хочет идти, а ноги не идут. Он и так, он и сяк — не идут, хоть ты что хочешь делай. Ровно бы кто гвоздями прибил их к земле.
Вор и испугался. Думает: «выброшу деньги». А деньги не идут из кармана. Мучился-мучился, не идет его дело на лад. Да так всю ночь и простоял. А тут утро. Ну, народ видит: стоит человек у Васильевых денег.— Ты чего тут?— А вот, говорит, Бог наказал меня за воровство. — И рассказал, какая его постигла беда.
А Василия юродивого тут нету он уже спозоранку побежал на базар. Ну, народ смотрит на того вора и удивляется. Тут доложили царю про такое дело.
Вот приходит царь и давай ругать вора:— Ах ты, говорит, такой-сякой! — Уж он гнал, гнал… Ну, тоже, может, не раз и матюгом благословил…. — Тащите, говорит, его, подлеца!
Стал народ тащить вора и не может стронуть с места. Тут царь и говорит:— Надо Василия подождать, без него ничего не выйдет. Ну, ждут. А народу собралась целая массыя. Конечно, каждому любопытно пос-мотреть. Ждали, ждали Василия. Ну, прибежал, давай деньги бросать через плечо. А тут — царь. А только Василий этого не разбирал: царь и царь, а только он свое дело делает. Вот покидал все деньги, посмотрел на этого вора, погрозил ему пальцем. И тут вора отпустило. Он поскорее выбросил деньги из карманов, хотел уходить. Только царь говорит:— Посадить этого подлеца на кол, чтобы не воровал святых денег!
Ну, его живо посадили. Поорал-поорал и подох.Только вот по этому самому и не трогали Васильевых денег. И Василий их не ка-раулил и никто их не караулил, а взять всяк боялся. Кому охота на колу сидеть?А на что собирал Василий деньги — никто не знал. И долго он их собирал. А сам уж старый стал.
Вот раз видит народ: копает Василий яму на том самом месте, где деньги бросал. А для чего ему эта яма, никто не знает. Народ собрался, смотрит, а он все копает. Вот выкопал яму, лег около нее и руки на груди сложил.
— Что же это такое? — думает народ. Да тут один человек разъяснил:— Да ведь, говорит, помирать собрался Василий. Тут сейчас побежали и сказали царю:— Василий Блаженный помирает.
Вот царь поскорее собрался, приходит. Василий и указывает царю на деньги, указывает на карман. Дескать, забери эти деньги. А сам тут умер. Вот царь приказал все эти деньги покласть в мешки, сложить на воза и отвезти во дворец.А Василия на том месте похоронил. И после того приказал строить церкву Василия Блаженного на том же самом месте. Ну, и своих денег не жалел.
А про то, что он велел отрубить мастеру голову или еще как по-особому его каз-нил — ничего не знаю. Только думаю, что этого не было, потому что же за дурак такой был царь? Человек такую удивительную церковь построил, а он его казнил. Может, тут что иное было?..
Читайте наши статьи на Дзен