Посты, Православие

Место силы северного монашества

Сегодня мы чествуем Ферапонта Белозерского, основателя великой русской обители - Ферапонтова монастыря
2012-06-09 19:52:08
Ферапонтов монастырь был возведен на месте обители XIV века, основанной Преподобным Феропонтом Белозерским и его соратниками. Монашеский подвиг Преподобного состоял в отшельничестве, уединенном служении Господу и отказе от мирской суеты.

Ферапонт был духовным центром обители, отцом и наставником здешних иноков. Его ученики стали основой особого духовного и хозяйственного строя северного монашества, благодаря которому монастырь приобрел широкую известность у русской феодальной знати и стал центром культуры на рубеже XV – XVI вв.

Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. В начале XVII в. ему принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

МЕСТО СИЛЫ СЕВЕРНОГО МОНАШЕСТВА
Ферапонтов монастырь в Вологодскойобласти, расположен в 20 км на северо-восток от города Кириллова

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв. По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда после падения Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре оказался как раз на великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. В самом начале XVI века здесь работала артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале XX века.

МЕСТО СИЛЫ СЕВЕРНОГО МОНАШЕСТВА

Собор Рождества Богородицы фреска Дионисия
Иконография фресок Ферапонтова собора уникальна! Никто и никогда прежде, не изображал ни Иоанна Предтечи в жертвеннике, ни Вселенских соборов. Дионисий повлиял и на канон изображения Богородицы. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Акафист Богородице если и включался в роспись, то занимал обычно незначительное место где-нибудь в приделах храмов. Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. В те времена еще не существовало строгих канонов, и, возможно, Дионисий воспользовался этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. "Радуйся!" - вот чему посвящен весь цикл его росписей Рождественского храма.
МЕСТО СИЛЫ СЕВЕРНОГО МОНАШЕСТВА

Фрески, созданные Дионисием - это продолжение архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — "сияет" живописью. Дионисий охотно отдается ярким впечатлениям жизни, он может упиваться пестрыми узорами драгоценной парчи, яркими красками заморских шелков, сиянием камней-самоцветов.

МЕСТО СИЛЫ СЕВЕРНОГО МОНАШЕСТВА

В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель

Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. Возможно, при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый — светло-зеленым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым, поэтому его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода.

МЕСТО СИЛЫ СЕВЕРНОГО МОНАШЕСТВА

Образы всех персонажей из жизни исполнены Дионисием с необычайной душевной деликатностью

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Это уникальные авторские фрески полностью сохранившиеся и никогда не поновлявшиися.


Читайте также:
Правда ли
Задать вопрос
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках