Кузнецкий мост — улица, которая потеряла все!
Идешь по Кузнецкому мосту – и не задумываешься о прекрасном. Пыльная библиотека, завешанная банером, кафе Джагганат невзрачного дизайна, советский продуктовый и несколько дорогих магазинов, резидентствующих именно в этом месте.
Так и не скажешь, что когда-то Кузнецкий был роскошен, как Третьяковский проезд или Столешников. Разве что огромные окна пыльной библиотеки напоминают витрины, которыми они и являлись, по сути. Что же здесь было раньше, до того, как всего не стало?
В 1775 г сразу после указа императрицы Екатерины II о разрешении торговли во всей Москве, а не только в Торговых рядах, Кузнецкий Мост стал динамично меняться. К тому времени улица была уже застроена дворянскими усадьбами и домами иностранных подданных. Почувствовав конъюнктуру, простые обыватели стали сдавать помещения в аренду под магазины и лавки, а французы стали торговать в них. Поддерживая постоянную связь с Парижем – законодателем мод, эти лавки предлагали покупателям Москвы все самое свежее в сфере моды, гастрономии и прочее.
Эпохою расцвета Кузнецкого моста как эпицентра торговли «импортом» были двадцатые годы. Множество мелких лавок теснили друг друга, но здесь можно было найти абсолютно все, от мебели и оптики, до кондитерских изделий. Тогда же здесь построили новый универсальный магазин (department store), разделенный на специальные отделы – депо, в которых могли торговать любые фирмы и частные лица. Самым ходовым товаром Кузнецкого моста были моды – платья, шляпки, костюмы и прочее. Их предлагали 18 магазинов, и лишь у одного из них был русский владелец. Магазин русских товаров открылся по инициативе славянофила Алексея Хомякова на углу Рождественки, который был возмущен засильем французов в сфере торговли.
Его праведный гнев понятен: на Кузнецком мосту торгуют и процветают следующие бутики: Ревелье, Дабо, Ланген, Латрель, Матиас, Лебур, Леруа, Лион-младший, Лангле, Менне и Кленина; и портные: Лютена, Оттена, Каспера, Пьера, Шуберта, Винтерфелъдта, Зантфлебена и Шетнева; и парикмахеры: Марку, Жан-Луи Дене, Галисе, Лангле, Луи Шамбрун (и «г-жа Луи Шамбрун, прачка из Парижа», а также брадобрей Тимофеев. Здесь же француз Транкль Яр открыл знаменитый ресторан «Яр».
Постепенно мода с Кузнецкого моста распространилась по всей Москве. Просторные торговые ряды и пассажи пришли на смену тесным лавочкам, что вывело торговлю на более высокий уровень. В 1870 году на Кузнецком мосту по проекту архитектора Резанова построили четырехэтажный пассаж Попова, а в 1882 году здесь начала работать первая в Москве телефонная станция на 800 номеров. Работа на станции считалась очень престижной, телефонистки получали высокую зарплату, и такую работу могла получить только образованная барышня со знанием нескольких иностранных языков. И тратили их, конечно, на Кузнецком!
Ольга Щербакова
Читайте наши статьи на Дзен