Душеполезные песни на каждый день
В прошлом году на летней школе традиционной музыки спрашивает меня один поляк (он, хоть и приехал учиться «традиционному», однако джазмен и рокер: у него своя группа, он нам играет на басу): как играть, чтобы было «современно», но чтобы использовать богатство старинной, «корневой», настоящей музыки, аутентичного фольклора.
Ничего я ему не ответил: только поставил один диск, который как раз при себе оказался. Называется он «Душеполезные песни на каждый день».
Ведь как можно обращаться со сложным, интересным и необычным заманчивым материалом – таким, как фольклор или старинная музыка? Можно просто изуродовать, спев дурным и громким «оперным» голосом. Можно «заниматься популизацией народной культуры», добавляя к аутентичному голосу незамысловатый качающий бас, какую-нибудь экзотическую перкуссию, гитарку, синтезатор – таких «проектов» уже немало. Мало как раз таких, где традиция естественно прорастает в современную музыку, где это происходит органично. Где, вообще-то и не приходится говорить о каком-то противопоставлении «традиции» и «современности»: просто сейчас традиция может жить «и вот так».
Впрочем, это возможно только и исключительно, если исполнитель искушён и в традиции (изучив её вдоль и поперёк), и в современности (находясь на переднем крае музыкального авангарда). Такое случается; редко, но случается.
На диске, о котором идёт речь, собралась уникальная компания:
Андрей Котов. Фольклорист, хормейстер, исследователь древнерусской музыки, руководитель «Сирина», лучшего (по мнению многих) ансамбля, исполняющего древнерусскую музыку – от реконструкций средневековых знаменных, строчных и демественных распевов до дошедшей до нашего времени и подхваченной традиции духовных стихов. Ну, а кроме того, «Сирин» коллективно и Андрей Котов лично приняли участие в огромном количестве проектов, связанных с современным театром (например, в спектаклях Анатолия Васильева), кино (в недавно вышедшем сериале «Раскол» Николая Досталя вся музыка записана ими), современной академической музыкой (например, премьеры произведений замечательного русского композитора Владимира Мартынова).
На диске Котов поёт, играет на колёсной лире, гуслях, перкуссии и синтезаторе. Ну, и, разумеется, от Котова тут практически всё, что есть на диске «древнерусского». Например, редчайший пример монашеского духовного стиха 16 века, спетый под аккомпанемент колесной лиры, контрабаса, перкуссии, синтезатора, виолы да гамба и искусную импровизацию на экзотических духовых:
О, человече
Аще еси честен властелин
То бо дар Божий и дан тебе
Не возгордися в величестве своем
Паки земля еси и в землю поидеши.
О, человече
Обоих бо Бог сотворил
Нища и богата
Нищий богатым питается
А богатый молитвою нищего спасен бывает.
Второй участник записи, Сергей Старостин – единственный музыкант из России, удостоившийся номинации на «Грэмми», мультиинструменталист, певец, путешественник, собиратель и исследователь фольклора, организатор фестивалей, один из отцов-основателей современного «этнофутуризма». Международный эксперт по русской народной музыке, участник огромного количества проектов в диапазоне от архаичной традиции до авангарда.
Кроме пения, Старостин отметился на диске игрой на разнообразных духовых (их же у него несть числа). А ещё несколько вещей им сочинены. Нарочно не скажу, какие именно, и на обложке диска не прочтёте: там без авторства. Почему? Да потому что невозможно отличить те песни, что были написаны сотни лет назад от тех, что Сергей придумал в позапрошлом году. Это та же традиция, только не музейная, живая и развивающаяся.
Владимир Волков – единственный музыкант, который на диске не поёт. Это, конечно же, жаль, но ему хватает контрабаса и виолы да гамба.
Волков – знаменитый в мире джазмен; с кем только из элиты современной музыки он не играл. Это блестящий виртуоз и импровизатор, способный не только аккомпанировать чужому соло, но и «вслух думать на инструменте» совместно, например, с Александром Сергеевичем Пушкиным (есть и такой удивительный диск). Отдельные темы – Волков как исполнитель старинной музыки (отсюда и гамба) и Волков – авангардист, абсолютный эксперт в области фри-джаза. Его потрясающая музыкальность вошла в легенды. Ну и со всеми участниками записи он давно и прочно дружен, поэтому здесь его развёрнутые, интеллектуальные, техничные соло – ещё один голос среди человеческих голосов друзей, музыкантов, единомышленников.
Последний в списке исполнителей на обложке (кто-то же должен стоять в конце) – лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров. Тут бы можно было употребить оригинальную формулу «в представлениях не нуждается», но, боюсь, пару слов всё-таки стоит сказать. Кроме того, что уже много лет «Аукцыон» Фёдорова – одно из лучших и интереснейших явлений нашей музыки (не «рок-музыки», а вообще – музыки), он является глубоким знатоком и музыкальным интерпретатором русской поэзии начала ХХ века. А уж тот-то связан с древнерусской книжностью и народной поэзией неразрывно – вспомни хоть Алексея Ремизова или Михаила Кузмина. С «Сирином», Волковым, Старостиным и «Аукцыон», и Фёдоров соло сотрудничали давно и интересно, поэтому его появление на рассматриваемом диске – не сенсация. А вот его интерес к духовным стихам и религиозным темам может показаться необычным. Но это только если не знать того, что рок-звезда – человек глубоко и осмысленно верующий, православный.
Вот такой диск: традиционный, авангардный, фольклорный, русский, мировой. Ко всем этим эпитетам по желанию добавьте слово «абсолютно» — ошибки не будет. Такого бы нам в «нашей земной глуши» больше и чаще. А сейчас послушайте его: ей-Богу, душеполезно и прекрасно. И на каждый день советую.
А другой раз покажу что-нибудь ещё со своей любимой полки.
P.S. Да, тот парень из Польши послушал «Душеполезные песни». И больше уже не спрашивал. Сказал, что теперь ему всё понятно: «ясно, говорит, как это играть. Вот только КАК?»
Диск вышел на лейбле bomba-piter.ru/shop/album/?id=1135 в 2008 году.
Юрий Стрекаловский
Читайте наши статьи на Дзен