Псковская храмовая школа архитектуры
Псков это один из древнейших городов России, впервые он упоминается в Повести временных лет под 903 годом. Археологи утверждают, что Псков ещё старше и ведут его историю с середины первого тысячелетия от Р.Х. В Средние века это был большой и сильный город, столица независимого государства – Господарства Псковского, устройство которого условно можно назвать «республикой».
Стоит Псков на реке Великой, в которую впадает другая река — Пскова. Исторический центр обнесён каменной крепостной стеной – самой протяжённой на Руси. Стены ограждали многочисленные святыни – псковские храмы и монастыри, которых и до наших дней сохранились десятки.
Иоанно-Предтеченский собор бывшего женского Ивановского монастыря
Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: знающие люди шутят «московский храм – торт, псковский – сундук». Тут нет богатства внешней отделки, множества куполов, украшенных разноцветными изразцами, мозаик и росписей – всего того, чем славится столичная храмовая архитектура. Вместо этого – строгость и благородство форм, северная суровость и аскетизм. Скупой и сдержанный декор: пояски «бегунца» и «поребрика» на апсидах и вокруг барабана всегда единственной главы церкви.
бегунец и паребрик
Стены выложены из местного известняка, который не полировался и даже не обтёсывался гладко; неровные поверхности фасадов, обмазанные штукатуркой и выбеленные, выглядят как живая прихотливая ткань, на которой в сумерки играют тени и в разное время суток и года отражаются закаты, рассветы, зимние снега и светлое северное небо.Всё это производит впечатление необыкновенной содержательности, внутреннего сосредоточения и подлинно духовной мощи, создающиеся сознательно ограниченными средствами.
Древний псковский храм изнутри производит впечатление гораздо большего, чем он выглядит снаружи — и дело не только в том, что он «врос» в землю за века своего существования. Так устроена его конструкция и планировка: ощущение монументальности достигается не громадным масштабом (он как раз соразмерен человеку), а выверенным сочетанием объёмов и благородством пропорций.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы От Пролома
Храмы Пскова славятся не только внешним видом, но и особым «голосом»: по всех России известны отлитые во Пскове колокола, висящие не на башнях-колокольнях, как это принято повсеместно, а в характерных для архитектуры Пскова звонницах – отдельно стоящих сооружениях в виде стены с прорезанными в ней проёмами «под колоколы». А в толще церковных стен скрываются голосники – специально вмурованные глиняные сосуды, обращённые горлом внутрь храма. Благодаря им каждое слово, прочитанное или спетое на литургии, слышно отчётливо и ясно, а пение под сводами такого храма – это услада слушателю и радость певчего.
голосник
Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.
Церковь Успение с Жабьей Лавицы
Когда после революций и гражданской войны ХХ века русским белым эмигрантам за границей пришлось «воссоздавать Русь» в местах их изгнания, «псковская школа» вдруг сделалась очень популярна: храмы, выстроенные в псковских формах и традициях живо напоминали о России, при этом небогатым общинам беженцев было под силу найти средства на строительство таких – внешне скромных и небольших – церквей.
Юрий Стрекаловский
Фото: Кириллица
Читайте наши статьи на Дзен