Нижегородская ярмарка. Начало ярмарочных отношений
Волга была центром торговли и обмена товаром между русскими и восточными купцами еще с середины IX века. Первая ярмарка — то есть сезонный базар, на который съезжались отовсюду — заработал в Нижнем Новгороде уже во второй половине XIV века.
Сначала торговали у стен Макарьевского монастыря, недалеко от Новгорода, в многочисленных деревянных балаганах и в возведенном позже гостинном дворе с улицами-рядами. В 1666 г. на эту ярмарку приезжали купцы уже не только со всей России, но и из-за границы, и она продолжалась 2 недели. Но после пожара, случившегося в 1817 году, ярмарку решили переносить непосредственно в Нижний, хотя долгое время ее называли по старинке — Макарьевской.
Из-за переноса ярмарки император Александр I отложил перестройку Зимнего дворца, направив 6 млн руб из казны на ее строительство. Строили 4 года. Наконец, 15 июля 1822 г. ярмарка, общей площадью 8 км², заработала. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку. Теперь торговая сессия длилась не 2 недели, как раньше, а более месяца — до начала сентября! Так как все к этому располагало.
Нижний Новгород. Нижегородская ярмарка, возведённая по проекту А. А. Бетанкура в 1817-1824 гг.
Центром ярмарки стал комплекс гостиного двора, вмещавший 2 530 лавки. Главный Дом в духе классицизма и боковые административные здания образовывали центральную парадную площадь. Для защиты от весенних вод, затоплявших это место, было насыпано основание высотой 3,5 метра. Ярмарочный комплекс стоял как бы на полуострове, окруженный с трех сторон обводным каналом. По берегам обводного канала было выстроено ещё более 40 каменных больших зданий для торговли и склада товаров. Искусственный полуостров венчал величественный пятиглавый Спасский (Староярмарочный) собор — одно из немногих зданий, сохранившихся до XXI века. Собор проектировал архитектор Монферран (который параллельно в это же время проектировал Исаакиевский собор, сходство с ним достаточно очевидно).
Площадь перед собором с противоположной стороны украшали Китайские ряды — четыре корпуса в духе китайской архитектуры, предназначенные для торговцев из Азии, основным предметом торговли для которых являлся чай. Впервые для российских ярмарок того времени на территории были разработаны санитарно-технические сооружения — подземная сводчатая канализация. Две круглые башенки между крайними рядами гостиного двора служили входами в две подземные галереи. Вдоль задней стены галереи пролегал желоб, над которым были установлены разделённые перегородками писсуары. Чистота помещений поддерживалась ежедневно при помощи воды из трубы, соединявшейся с обводным каналом. Для России того времени это были уникальные сооружения, подземные работы до этого времени проводились лишь в Москве. Даже в Париже подобные подземные галереи появились гораздо позднее!
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец;
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей;
Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.
Ярмарка сразу же приобретает международное признание: на неё ежегодно приезжают 15 тыс. купцов, в том числе около 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии: армяне, персы, бухарцы, хивинцы, ташкентцы. Главные статьи торговли: хлопчатобумажные изделия, чай, металлы, шерстяные изделия, шёлка. В первой половине XIX века первостепенная роль на ярмарке отводилась чаю, доставляемому из центра торговли с Китаем города Кяхты. Цены на кяхтинский чай практически определяли цены на все остальные товары на ярмарке. В второй половине XIX века чайная монополия потеряла свои позиции. 30 апреля 1861 вышло разрешение на торговлю с китайцами на общих основаниях, а к 1862 году был разрешен привоз кантонского чая по западной границе России, что опустило чай на уровень остальных товаров.
Во второй половине XIX века с открытием Николаевской железной дороги (1851) и Московско-Нижегородской железной дороги (1862) ярмарка стала сердцем российской торговли. На денежные потоки теперь съезжаются нотариусы, банки, коммерческие и др. конторы. На торговый сезон ежегодно приезжают 200 тыс. человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде проживает менее 20 тысяч. Впрочем, количество приезжающих на ярмарку гостей приводит к развитию инфраструктуры города: строятся гостиницы, трактиры, рестораны, чайные, развивается сфера услуг. В 1860-х годах нижегородский купец Э. Шмит устанавливает на территории ярмарки 650 фонарей, а к 1885 году появляется электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц. В 1870 году на ярмарке появляется водопровод и фонтаны перед Спасским собором и Главным домом, сооружается водонапорная башня. С этого момента начинается расцвет ярмарки, она становится не только торговым, но и культурным центром.
Ольга Щербакова
Читайте наши статьи на Дзен