Священное коронование Александра III
С конца апреля 1883 года сотни тысяч россиян съезжались в Москву, чтобы увидеть своего государя. Население Первопрестольной почти удвоилось. Прибыли коронованные особы Европы.
10 мая 1883 года в 8 утра начались торжества. Кропил мелкий дождик. Эскадрон кавалергардов освобождал дорогу. Впереди кортежа гарцевал Александр III, за ним двигался длинный поезд золотых карет. В первом экипаже сидели императрица Мария Федоровна с 8-летней княжной Ксенией и королевой Греческой Ольгой Константиновной. Несмолкающее «ура!» сопровождало весь путь поезда. Поклонившись иконе Иверской Божией Матери, в 9 утра через Спасские ворота царь въехал в Кремль. О начале коронации известил салют в 101 выстрел с кремлевских стен. Спешились. Царь, привыкший к скромной жизни, не мог скрыть своего недовольства всей окружающей пышностью.
Царица Мария, залитая драгоценностями, напротив, наслаждалась и расточала всем свою ласковую, чарующую улыбку. Четыре камер-пажа несли ее длинный, вышитый золотом и отороченный горностаем шлейф. На Красном крыльце императорская чета, по древнему обычаю, трижды земно поклонилась толпе, что выражало готовность служить народу. В Успенский собор торжественно внесены императорские регалии: государственное знамя, меч, скипетр, державу, Большую государственную печать и блистающую алмазами императорскую корону. Под красными с золотом балдахинами ступали император и императрица. За ними шли остальные члены царской фамилии, с надетыми цепями ордена Святого Андрея Первозванного и орлами. Замыкали этот пышный строй иностранные принцы и принцессы.
С Ивана Великого раздался тяжелый удар большого колокола, и вслед за ним все сорок сороков московских храмов заголосили «на всю Ивановскую». Хор в пятьсот голосов исполнил национальный гимн «Боже, Царя храни». Митрополит Исидор приступил к торжественной службе: «Благочестивейший, великий государь! Велико Твое настоящее пришествие. Да будет достойно Его сретение. Тебя сопровождает Россия. Тебе сретает Церковь. Столько молитв не проникнут ли в небо?..»
Словно по волшебству, облака рассеялись, дождь прекратился, солнечные лучи ослепили весь Кремль, всю Москву.
«Како веруеши?» — вопросом закончил речь Исидор. Государь, волнуясь, читал Символ веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым… во едину Святую, Вселенскую и Апостольскую церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых. И жизни будущего века. Аминь».
Митрополит возложил на государя порфиру — парчовую мантию, усеянную двуглавыми орлами, передал корону в руки царя. Тот возложил корону на свою голову и принял из рук Исидора скипетр и державу. Императрица Мария Федоровна опустилась перед порфироносным супругом на колени, и на ее голову Александр возложил малую корону.
После прочтения протодиаконом полного императорского титула Александр III дал клятву земле Русской и народу Русскому: «…Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроиши к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да им в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово, милостью и щедротами единородного сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим твоим Духом, во веки, аминь…»
Снова грянули орудийный салют и перезвон колоколов — они возвестили об окончании коронации, Началось шествие из Успенского собора в соборы Архангельский и Благовещенский. Вечером Москва озарилась бесчисленным множеством огней и фейерверков. Москва гуляла и гудела до 28 мая.
Иллюстрации из альбома «Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России». Иллюстрации выполнили художники И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов.
Читайте наши статьи на Дзен