Посты, Традиция

Поклонные кресты в России. История и традиции

О традиции возвдигать кресты вне храмов рассказывает ставролог Светлана Гнутова

#X, #XI, #XII, #XIII, #XIV, #XV, #Вера

2013-09-26 16:35:51

"Что известнее для христиан креста Христова, который, встречая наше вступление в мир сопровождает нас потом всюду во все время нашего странствования на земле — до нашего смиренного ложа в земной утробе, над которым в последний раз водружается он во свидетельство веры и надежды усопшего?" Святой Иоанн Кронштадский.

 

Гнутова Светлана Витальевна, окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат искусствоведения заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусккой культуры и искусства им. Андрея Рублева, известный спиециалист в области древнеруссуого декоративно-прикладного искусства. Член Творческого Союза художников России и Международной федерации художников, а также членом Объединения критиков и искусствоведом Московского союза художников.

Светлана Витальевна является автором множества книг и статей. Ее научная деятельность многократно отмечена примиями и наградами Русской Православной Церкви, а также государственных и общественных организаций. Особая тема в научной деятельности Гнутовой - возрожение ставрографии (науки о крестах) в России.

Как сложилась на Руси традиция вне храмов и кладбищ и как она развивалась

Светлана Гнутова: Православие немыслимо вне поклонения Кресту Господню. Крест совпровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный возле храма, у дорог, в поле...

Обетный крест. XX века. Соловки


Сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже раньше крещения в 988 году. Согласно "Повести временных лет", княгиня Ольга "нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила".

Равноапольный князь Владимир также следовал традиции возвдвижения крестов. При нем кресты устанавливали на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Вероятно эта традиция пришла на Русь из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.

Труворов крест. Рубеж XIV-XV векев. Изборск


Вне храмов и кладбищ кресты ставили прежде всего с религиозными целями. Крест знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом.

Кресты возвдвигали не только святые подвижники, которые тем самым освящали пустынные места, свидетельствуя о Благодати Божией, но и обычные люди разных сословий от царей до крепостных крестьян. Кресты часто ставили для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов, как правило, собирались местные жители и молились, такие кресты должны были напоминали путникам о Боге.

Намогильные кресты. XVI век. Церковь святых Сергия и Никандра. Изборск


При въезде в города, на территории разрушенных храмов, на местах расстрела жертв репрессий сегодня можно увидеть поклонные кресты. Традиция возрождается. Интересно разобраться в "классификации": чем отличаются поклонные, памятные, обетные и миссионерские кресты?

Светлана Гнутова: Дело в том, что называть все отдельно стоящие кресты "поклонными" не совсем верно. Современные исследователи-ставрографы называют такие кресты монументальными. Внутри этой группы кресты различаются по своим функциям. При этом поклонным может стать и могильный, и миссионерский, и памятный кресты.

Поклонный крест. XX век. Горицы. Белоречье


Поклонные кресты ставили в старину на месте разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое. Эту традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны.

На Руси было много так называемых обетных крестов. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота в надежде на скорое избавление люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Такие обетные кресты при дорогах, на развилках, переправах, на местах слияния и истоков рек, родников, одновременно обозначая узловые точки сухопутных и водных путей. Место для них выбирали само заметное — чтобы каждый идущий мимо почтил крест крестным знамением и молитвой.

Крест у пещеры преподобного Александра Свирского на острове Святом. Валаам.


Существовала традиция охранных крестов — они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должен был обезопасить это место от повторения подобных несчастий.

Стерженский крест. 1133 год. Озеро Стержь. Осташковский район. Тверская область


Были и внерелигиозные цели установки крестов: например навигация. Приметные (до 10 метров в высоту) кресты распологались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани. Но так было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек, в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, которые сейчас находятся в Тверском музее-заповеднике, являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

В статье использованы фотографии из книги Светланы Гнутовой "Крест в России"

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2012-09-29 04:58:57
    cyrillitsa

    Диана, супер!!Очень интересно!

Скрыть комментарии
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи