(Не)последние времена. Дмитрий Соколов-Митрич о России с оптимизмом
Дмитрий Соколов-Митрич – заместитель главного редактора журнала «Русский репортер». Автор трёх документальных фильмов и пяти книг, лауреат премий «Искра», «Гонг», «Правый взгляд», премии правительства Москвы.
Будучи репортером и любознательным человеком, побывал в 79 регионах России из 85, работал в Франции, Ирландии, Японии, Иране.
Будучи человеком вдумчивым, не мог не писать о церковной жизни. Считает, что настоящих верующих отличает умение радоваться, потому что настоящий энтузиазм – в Боге (en Theos).
Об идее:
Я из тех людей, которые сначала делают, а потом думают. И в какой-то момент мне стало понятно, что в последние годы помимо репортажей, подготовку которых требуют события – Беслан, Кущевка и так далее, есть темы, которые нужны мирному времени. Это репортажи о хороших людях и хороших делах.
Об оптимизме:
Один из самых больших сюрпризов, которые мне преподнесла моя собственная жизнь, — это осознание того, что я, оказывается, оптимист. До 35 лет я был уверен в обратном. Честно говоря, до этого возраста я просто не задумывался на эту тему всерьез. А по умолчанию в России все пессимисты. Быть оптимистом — это почти измена Родине.
Я даже помню тот момент, когда это произошло. Я гулял с сыном и женой в Горках Ленинских, вокруг была просто фантастически красивая золотая осень, у меня было хреновое настроение, и вдруг мне стало до ужаса стыдно. Возьми в руки лист с дерева и просто посмотри на него внимательно. Кто-то из святых сказал, что люди ищут чуда, но разве не чудо — строение листа?
О жизни:
Как только человек начинает смиряться с той мыслью, что в его жизни процентов на 90% все зависит от него, — начинает смотреть на мир более оптимистично. Когда твоя жизнь зависит от тебя горазно проще в ней что-то исправить.
Очень трудно замечать какие-то вещи, не ужасные, не трагические. Это закон драматургии: если что-то такое случается, то есть о чем писать. А добрые сюжеты… Они как воздух. Воздухом все дышат, но никто не замечает. Если бы у нас было такое количество мерзавцев, которое мы видим на экране телевизора, страна бы уже давно жила в состоянии гражданской войны.
О книге:
«Непоследние времена» — не проповедь и не психотерапия. В этой книге нет розовых соплей и достаточно ложек дегтя. Эта книга — просто попытка улучшить вам всем настроение. Срочное информационное сообщение о том, что все средства для счастливой жизни у Вас под рукой, ничего не надо покупать, добывать, воровать. Просто верьте хоть во что-нибудь, и все будет хорошо. Только не в свои силы, не в человечество и прочую фигню. В этом слишком легко разочароваться. Возьмите в руки лист с дерева и посмотрите на него внимательно. Он подскажет.
Классный герой — Николай Полисский, очень известный в художественной среде. Он создал в вымершей деревне Николо-Ленивец полигон «Архстояние» и привлек к работе над современным искусством местных жителей. Обычных совершенно парней, мужиков. И они, мужики, уже настолько втянулись, что ездят на Венецианскую биеннале.
О русском «месте силы»: очень люблю север. Те, кто бывали там, наверняка чувстовали его особую притягательную силу. Не знаю, связано ли это с геомагнитными вещами, или пейзажами, или еще чем-то. Но эта вещь, север, до клинического состояния завораживающая. Та же Шойна, то же Русское устье, Шпицберген. Словом, люблю север и северо-запад страны.
Диана Чанкселиани
Читайте наши статьи на Дзен