Где питать русскую душу?
2 ноября 2012 в 19.00 в Российском Национальном Культурном Центре имени Василия Великого открывается авторская фотовыставка «Псков. Россия. Мир» Заслуженного артиста России Яна Осина. Ключевая тема выставки — Псковская земля — колыбель Православия с ее удивительной природой и храмами. Накануне открытия, мы встретились с Яном чтобы поговорить о выставке и о том где питать «русскую душу».
Ян, ты Русский?
Да. Русский, православный человек.
Я поясню. В последнее время как-то стало модно говорить: «я русский, но я гражданин мира, космополит». То есть очень часто «я русский, НО», с оговоркой.
Я не космополит, это точно.
Но ты много ездишь?
Я много езжу, да. Много бываю в разных странах, но при этом особо остро ощущаю, что я русский именно там. Когда неделю находишься где-нибудь за границей, как-то так неудержимо тянет на родину. Так что, я прекрасно понимаю наших великих эмигрантов: Шаляпина, Рахманинова, которые там просто тосковали дико. Ты-то понимаешь, что через некоторое время вернешься, а они там жили, зная, что не вернутся никогда. Отсюда, видимо, и все эти эмоции в их произведениях, и такое острое ощущение «русскости» в их творчестве.
Ты предугадал мой следующий вопрос: где ты больше «русский» здесь или там?
Я русский везде. Потому что.. Там еще каких-то лет двадцать назад, приезжая в первые поездки за границу, ощущалось странное отношение к нам: «русские люди со странностями». Сейчас ситуация в корне поменялась. Во-первых, русских сейчас там больше, во-вторых они стали очень образованными людьми, чьи-то дети там учатся, кто-то приезжает с деловыми проектами. Поэтому словосочетание «русский человек» сейчас вызывает положительные эмоции: это человек воспитанный, это человек который приходит в дорогой ресторан, прилично ведет себя на улице.
А тебе не кажется что «мы», я имею в виду русские, стали очень стараться выглядеть очень «европейскими»?
Да никогда мы не старались выглядеть европейскими. Просто сейчас мир стал открытым, купил билет да полетел. Люди видят образ жизни людей там, и кому-то это близко. Ну не в лаптях же и косоворотке там ходить. Я не думаю, что мы стараемся, думаю, нужно быть, а не казаться, не нужно специально лубок устраивать. Зачем? Это уже из разряда эпатажа.
Это понятно. Итальянский костюм, швейцарские часы… Но что насчет «загадочной русской души»? Не стала ли она растворяться под этим «дресс-кодом»?
Ну, она же не привязана к материальным вещам. Вот, к примеру, Пушкин в Онегине писал о часах «Брегет». Но, обладая ими, он не стал больше французом. Или, нося английский костюм, не стал Лордом Байроном, которым восхищался. Я думаю, что «русская душа» — это ощущение причастности к этой многовековой культуре, к этим традициям своего народа. Тот же Пушкин писал: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»… Вот оно, выражение своей принадлежности к своему народу. Ты знаешь, где жили, где «служили» твои предки. Ты живешь на этой же земле, и ты понимаешь с ними связь, она не прерывается… Недаром, моя концертная программа называется «Связь поколений». Потому что это всегда обязательно такой своеобразный мостик туда, в прошлое.
Т
ы мог бы жить где-то вне России?
Нет, я не смог бы.
То есть, оставаться «русским» — это необходимость жить и быть здесь? Как ты думаешь?
Да, в какой-то мере. Здесь есть та сила, та энергетика, которая питает. Там вроде бы все хорошо. Ну… Вот в той же Канаде.. Там заходишь в лес: вроде бы такие же березы, такие же озера с такой же темной водой как на моей родной Псковщине. Но вот я не ощущаю там вот этой «связи».
То есть русскую душу нельзя напитать, к примеру, в Венском лесу?
Нет. Она в Венском лесу может получить новые эмоции, услышать подсознательно того же Штрауса, который, кстати, в России много работал и даже может большую часть времени и проводил. Вообще Русская земля она ведь в себя вбирала и французов, и итальянцев, и «переплавляла» в себе многие национальности, которые становились русскими.
А где ты питаешь свою душу?
Ну, я могу сказать, что и Москва тоже является для меня таким местом, благодаря своей энергетике.
Москва? Или какие то местечки в Москве?
В Москве много таких мест, которые знаковые и существенные, но я говорю все же о городе в целости… Это и центр совсем такой деловой, и улицы на Остоженке, где старый дух есть. Или там, в районе Новокузнецкой, среди вот этих небольших улочек, где есть храмы сохранившиеся. Естественно, «место силы» — это и Псковщина родная. Все-таки там прошло много лет моей жизни. Там я формировался, глядя на эти храмы, эти пригороды с монастырями, и вообще, с природой. Однозначно, Петербург. Во-первых, это и мой северо-западный регион родной. Во-вторых, это классика во всем: и планировка города, и уникальные храмы, памятники. Тот же Пушкин, весь петербургский такой. Но это такие, основные места. А если я еду на север, там, конечно, те же Кижи. От Валаама впечатления были очень сильные.
Правильно я поняла, что вот этим местам «силы», «русскости» и посвящена твоя предстоящая фотовыставка?
Абсолютно. Ведь это такие уникальные места, где сохраняется хотя бы какая-то часть национальной культуры. Она может проявляться в чем угодно, даже разрушенный храм может вызывать какие-то ассоциации. Ты понимаешь, что были люди, которые строили его двести, триста, пятьсот лет назад. Которые собирали всем миром деньги на него. Приглашали иконописцев, мастеров, которые создавали, расписывали. Они ведь прекрасно знали, что их века может и не хватить, построить храм стоило дорого. И они, вкладывая туда эти свои копеечки трудовые, понимали, что сами этими плодами, может, и не успеют «насладиться». Это их внуки, правнуки, может, увидят. Но потребность их души была сделать это. Я считаю, и нам так нужно жить.
А потребность твоей души запечатлеть это?
А потребность моей души… Я понимаю, что что-то, что сейчас есть, уже лет через сколько-то может и не быть. Вот я помню, с того же Валаама плыли, я вдруг вижу храм, уже наполовину в воде. Важно успеть «зацепиться» за его историю, показать моим потомкам, что было и вот так в нашей истории, к сожалению. Вот когда затапливали рыбинское водохранилище, ведь там сколько сел, деревень было уничтожено. Так тоже было. Человеческая жизнь в масштабах интересов государства иногда терялась. Целыми селениями люди уезжали. А некоторые оставались, умирали вместе со своими домом, который построили их родители, прадеды, с этими могилами, где их предки похоронены, это же тоже факт. Их там и с НКВД пытались выселять. Бесполезно. Все равно возвращались.
Ты знаешь, Лейбниц называл русских «крещеными медведями». Как ты думаешь, есть в этом доля истины? И есть ли в этом доля истины и на данный момент?
Я думаю, что Лейбницу просто не повезло, он, видимо, общался с теми, кто напоминал ему крещеных медведей. Могу сказать честно, несколько лет назад я выступал с концертной программой в Канаде. В народном костюме, кафтан шитой, сапоги кожаные с загнутыми носами как положено, такой «русский царевич». После концерта подходили люди, совершенно взрослые, адекватные люди и задавали вопрос: «а у вас в России все так ходят?» Это без всяких шуток в духе Задорнова. Я говорю: «да». «Вау, а это очень дорого?» «Конечно, сапоги пять тысяч долларов стоят». «А кафтан?» «А кафтан три тысячи, это же ручная работа!». «И что, вот так у вас все живут?» «Да, да, так и живут». То есть не то, чтобы я помогал им сохранить образ этакого лубочного персонажа. Но ясно, что во многих странах такой образ существует, раз они искренне такие вопросы задают.
Вот интересно, а есть какой-то человек, из ранее или ныне живущих, кого ты мог бы назвать «самый русский»? По каким-то своим критериям.
Да есть для меня такой человек. Я считаю самым русским Федора Ивановича Шаляпина.
Почему?
А очень просто. Он сам о себе так говорил. Он на приеме у английской королевы сказал: «я простой вятский крестьянин, стою тут перед королевой». Представляете, у России настолько мощные корни, такой культурный пласт. Вот как говорят: «земля родит» (прим. — ударение на «о») Вот именно она «родит». Появляются вдруг люди в культуре, искусстве, которые оставляют заметный след, не только в масштабах нашей страны, но и мировой культуры. Вот так же и Шаляпин. Простой вятский крестьянин, добившийся таких высот в мировой музыке, что после него некоторые произведения по-другому уже и не воспринимаются. Куда уж «круче», что говорится, чем такой русский.
Беседовала Юлия Дьяконова
Выставка будет проходить по адресу: Дмитровское шоссе, 71
Открытие: 2 ноября 2012 в 19.00
В программе: концерт Заслуженного артиста России Яна Осина. Выставка и концерт Яна Осина приурочены ко Дню народного единства, поэтому и в концерте будут звучать преимущественно патриотические, гражданственные произведения, хотя и мировой классической эстраде будет отведено достойное место!
Вступительное слово на открытии экспозиции — протоиерей, настоятель храма Всех Святых в Красном селе, член Союза писателей России отец Артемий Владимиров.
Подробнее с творчеством Заслуженного артиста России Яна Осина можно познакомиться на его официальном сайте www.osin.ru
Портал «Кириллица» является официальным партнером мероприятия.