Олгой-хорхой: зачем советские экспедиции искали «самое страшное существо» на Земле
Олгой-хорхой — червь гигантских размеров — главное чудовище монгольских сказаний и легенд. Обитает он в пустыне Гоби, а встречи с ним боятся все местные жители. Но олгой-хорхой не только самое «свирепое чудище» на планете, но и одно из самых популярных. Столько внимания со стороны ученых получило разве только Лох-несское чудовище, якобы обитающее в шотландском озере.
По одежке встречают
Первая официальная информация об олгой-хорхое была опубликована в 1926 году в книге «По следам древнего человека» американского профессора-палеонтолога Роя Чепмена Эндрюса. Четырьмя годами ранее, в 1922 году, Эндрюс возглавил Центральноазиатскую научную экспедицию, финансируемую Американским музеем естественной истории.
Находясь в Монголии, американскому профессору пришлось пройти множество согласований для получения разрешения на передвижение по стране и проведение научных исследований. В ходе встречи премьер-министр Народного правительства Монголии Содномын Дамдинбазар лично обратился с просьбой к Эндрюсу отловить экземпляр некоего животного. Оно, пояснил монгольский чиновник, «выглядит как колбаса около двух футов длины, без головы и ног, настолько ядовитое, что одно лишь прикосновение к нему означает немедленную смерть». К просьбе тут же присоединились многие коллеги премьер-министра. Каждый из них был наслышан об олгой-хорхое, однако лично никто его никогда не видел.
Американец скептически отнесся к просьбе монголов, но пообещал государственным деятелям при случае не пройти мимо «живой колбасы». Для пущей убедительности предприимчивый ученый даже разработал алгоритм добычи олгой-хорхоя: при охоте будут использоваться стальные щипцы, а опасность взгляда на столь ядовитое существо нейтрализуется темными очками. Монголам речь Эндрюса показалась убедительной, и они подписали все необходимые разрешения.
В 1932 году в своем обобщающем научном многотомном труде, вышедшем по итогам нескольких экспедиций в Монголию, Эндрюс признал, что миф об олгой-хорхое все-таки может иметь какую-то фактическую основу. В вероятное существование гигантского червяка его заставило поверить единообразие описаний, а также то, что с существом знакомо абсолютное большинство населения азиатского государства.
Такого же мнения придерживался и советский писатель-фантаст Иван Ефремов. «Во время своих путешествий по Монгольской пустыне Гоби я встречал много людей, рассказывавших мне о страшном червяке, обитающем в самых недоступных, безводных и песчаных уголках гобийской пустыни. Это легенда, но она настолько распространена среди гобийцев, что в самых различных районах загадочный червяк описывается везде одинаково и с большими подробностями; следует думать, что в основе легенды есть правда. По-видимому, в самом деле в пустыне Гоби живет еще неизвестное науке странное существо, возможно — пережиток древнего, вымершего населения Земли», — написал Ефремов в авторском послесловии к рассказу «Олгой-Хорхой». В этом литературном произведении монгольский червяк описывается как обрубок толстой колбасы около метра длиной с одинаковыми тупыми концами без различимой головы, глаз, рта и конечностей. В фантастическом рассказе олгой-хорхой убивает двух членов экспедиции при помощи мощного электрического разряда и разбрызгиваемого смертоносного яда.
Свой рассказ Ефремов написал на основе данных, полученных в ходе серии научных экспедиций в пустыню Гоби, участником которых он был. Организаторами такого опасного «турне» в период 1946—1949 годов стала Академия наук СССР. Главной задачей советских исследователей было найти залежи окаменевших останков доисторических животных, о которых ранее писал Эндрюс. Но властей Монголии уверяли — ученые отправляются в пустыню Гоби только для того, чтобы поймать олгой-хорхоя.
За то время, что шли экспедиции, Ефремов сумел собрать большое количество материала об олгой-хорхое. Правда, это были либо монгольские легенды, либо рассказы «очевидцев». Напасть на реальный след червяка, державшего в страхе население соседнего с Советским Союзом государства, так и не удалось.
Проторенными тропами
Загадочный олгой-хорхой не давал покоя многим ученым и просто искателям приключений. Доказать существование этого животного означало навсегда войти в историю.
По следам своего соотечественника в середине прошлого столетия в Монголию устремился американский ученый А. Нисбет. На этот раз монгольское правительство оказалось менее сговорчивым. Нисбету и его команде несколько раз отказывали в разрешение на въезд в страну, так как предполагали, что он является не ученым, а шпионом.
В итоге упорство Нисбета все-таки было вознаграждено, и в 1954 году американцам разрешили отправиться в экспедицию. Но обратно они уже не вернулись. Продолжительное отсутствие известий от ученых привело к тому, что американские власти настояли на организации уже поисковой экспедиции. Так Нисбета и членов его команды обнаружили в одном из малоисследованных пустынных районов. Все они были мертвы. Тела лежали возле двух полностью исправных автомобилей, рядом — их имущество в целости и сохранности.
Установить истинные причины смерти не получилось, так как тела ученых довольно долго пролежали под палящим солнцем. Американцы не оставили после себя никаких записок, что позволяет делать выводы — смерть наступила неожиданно и мгновенно. Также на их телах не были обнаружены следы насилия.
По стране тут же поползли слухи — американские ученые стали жертвами олгой-хорхоя. Выдвигалось даже предположение, что исследователям удалось случайно набрести на лежбище этих червяков, за что они и поплатились.
Наука vs Псевдонаука
Советские зоологи, которых также интересовал олгой-хорхой, в 1970-х годах выдвинули предположение, согласно которому гигантский червяк — это всего лишь «восточный удавчик», вид змей, обитающий от юга Монголии до Каспийского моря. По всем описаниям восточные удавчики подходят под олгой-хорхоя. Единственное различие — восточный удавчик не поражает свою жертву разрядом электрического тока. Высказывалась и другая версия — якобы олгой-хорхой является рептилией, которая в результате эволюции утратила лапы.
Но объяснение советских ученых не впечатлило чешского автомобильного инженера и криптозоолога-энтузиаста Ивана Макарле. В 1990 году он снарядил свою первую экспедицию в Монголию. Научной такую поездку едва ли можно назвать, в принципе, как и криптозоологию — наукой. Для того, чтобы уверенно утверждать, что олгой-хорхой существует, отважному чеху оказалось достаточно только нескольких рассказов местных жителей. По возвращению на родину он умело смонтировал видеозаписи, снятые в Центральной Азии, и выпустил фильм «Загадочный монстр монгольских песков». «Документальная» лента стала популярной после того, как ее показали по одному из центральных телеканалов в Чехии. Спустя некоторое время фильм Макарле увидели жители и других стран мира. Так благодаря стараниям чешского криптозоолога о существовании олгой-хорхоя узнали в разных уголках планеты.
И началось… С завидной регулярностью стали поступать сообщения о том, что олгой-хорхоя встречали в Центральной Америке, островах Океании, Африки и даже в некоторых областях Украины. Однако ни одного документального подтверждения существования олгой-хорхоя все равно так и не появилось.
Читайте наши статьи на Дзен