Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-03-17 19:45:43

Трепет, сокрушение и радость

Начало великопостного подвига восходит к первым векам, когда желающих стать христианами в течение долгого времени готовили к Крещению, которое совершалось накануне Пасхи.

К III веку традиция предкрещального поста распространилась повсеместно. В это время люди испытывали себя, ведя особый строгий образ жизни, ограничиваясь в пище, проявляя смирение и терпение, воздерживаясь от споров и ссор, нарушающих духовный покой. Христиане, сопереживающие тем, кто готовился к крещению, оказывали им поддержку, постясь вместе с ними. Документально зафиксировано обязательное установление этого поста для всех верующих в корпусе Апостольских правил в IV веке.


ТРЕПЕТ, СОКРУШЕНИЕ И РАДОСТЬ

«Святая Четыредесятница» (Великий Пост). Святая Горa Афон (Греция)

Крещение − духовное рождение человека, отказ от прежней жизни и обретение новой, духовной стороны бытия. Это духовное рождение стало возможным после того, как Христос победил смерть, искупил наши грехи страданиями на Кресте и воскрес из мертвых. Принимающие крещение накануне Пасхи христиане переживали радость своей духовной перемены и радость Воскресения Христова одновременно.

С IV века, Великий пост становится традиционным для всех христиан. Его духовный смысл, подготовка к возрождению души в день Христова Воскресения, сохраняется. Православные каждый год с особым трепетом преступают к самому главному церковному празднику, очищая свое тело и душу воздержанием, усиленной молитвой и добрыми делами.

Для многих современных людей, пост – это отказ от употребления в пищу мяса, яиц и молока. Но эта внешняя сторона не имеет смысла, без религиозного содержания. Ограничения физиологических потребностей организма, или сведение их до минимума, только позволяет понять, что для жизни человеку нужно значительно меньше, чем он имеет. Часто, наполняя свою жизнь излишним комфортом, мы ставим тело на первое место, забывая о том, что тело – лишь оболочка для души.

Таким образом, время поста для христиан становится временем удовлетворения духовных потребностей.

Великий Пост начинается за семь недель до Пасхи. Первые сорок дней (с понедельника первой недели до пятницы шестой недели) называются Святой Четыредесятницей. Эти дни – метафорическое отражение пребывания Христа в пустыне. «…поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:1-2).

ТРЕПЕТ, СОКРУШЕНИЕ И РАДОСТЬ
Искушение Христа в пустыне

Богослужение Четыредесятницы передает состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. В это время священники одевают тёмные облачения, службы не так торжественны, как в другие дни. Церковные песнопения несут в себе нотку скорби о грехе. Само великопостное богослужение неспешное и тихое, более продолжительное, призывающее молящихся к коленопреклоненным молитвам, настраивающее на покаяние.

ТРЕПЕТ, СОКРУШЕНИЕ И РАДОСТЬ

Постные богослужения священики совершают в черном облачении


Во время служб Великого поста читается молитва святого Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь».

Эта краткая но удивительно емкая молитва занимает особое место среди других. В ней указаны основные пороки обыденной жизни человека, являющиеся преградой к покаянию, а также те добродетели, к которым следует стремиться, чтобы встать на путь спасения.

 

ТРЕПЕТ, СОКРУШЕНИЕ И РАДОСТЬ
Прп. Ефрем Сирин

Лазарева Суббота и Вербное Воскресение предваряют последнюю неделю поста, которая называется Страстной. Во время нее за богослужением вспоминаются путь на крестные страдания Христа, распятие и погребение.

А Великим пост называется и из-за продолжительности, и из-за значения в жизни христианина. Блаженный Августин, святой V века, писал: «Дни Четыредесятницы означают жизнь настоящего века… В Четыредесятницу мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости; так и в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в будущей жизни достигнуть вечных благ».

Ирина Архипова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: