Вера в красном
Русский абстракционист и теоретик искусства Кандинский «открыл», что «красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево». Слишком плоское определение, которое едва ли способно объяснить нашу «рдяную любовь». Куда лучше понимали русскую «красную» суть новгородские иконописцы, создатели знаменитых краснофонных икон. Для них красный – это цвет Крови Христа, цвет жертвенности. Он символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих (Лк. 12.49; Мф. 3.11), в этом огне выплавляется золото святых душ.
В русском языке слово «красный» означает «красивый». Природа этой красоты не связана с греческой гармонией или золотым сечением. Это все дольнее. Корни русского понимания красоты нужно искать в нетленной красоте Горнего Иерусалима. Именно ее выражали через красный фон новгородские иконописцы.