Аверкиевские перезвоны: звонко и душевно
Без колоколов не было бы той православной культуры, которую знаем мы, не было бы колокольных партий в операх, не было бы тех чувств, которые рождает перезвон… возможно, не было бы и нас.
Колокола. Обретение формы.
Колокола были не всегда. Они появились на Руси только в X веке, то есть их появление практически совпало с приходом на Русь христианства. Вместо колоколов (и параллельно с ними) использовались металлические пластины. Русские их называли предельно просто — «било», а в Византии величали замысловато — «симандры». Одним из разновидностей била стал гонг, ведущий свою родословную, возможно, от металлических щитов древних воинов. Била-доски отливали из бронзы (с XVII века — из чугуна), била в виде длинных пластин ковали из железа. В качестве материала для бил использовали и дерево — клен, ясень, бук. Особенность била в том, что оно дает звук низких тонов, который может длиться до полутора-двух минут! Поэтому даже с появлением колоколов била оставались популярными не только из-за простоты изготовления, но и благодаря своим «музыкальным» качествам.
Изначально колокола использовались не столько в религиозных целях, сколько в прикладных. По сути, колокола были первыми СМИ, первыми телефонами и первой почтой. В них звонили, чтобы предупредить о пожаре, о важном происшествии и даже нашествии врагов. Первые колокола на Руси продвигались в качестве мирского акустического инструмента — набатные и вечевые. Одним из древнейших и известнейших русских колоколов был Новгородский вечевой. В каком-то смысле – это был символ древнерусской демократии.
Интересен процесс изготовления колоколов. Первым делом в земле вырывали литейную яму, на дне которой устраивали идеально ровную площадку из обожженной глины или кирпича. Затем из глины лепили болванку (будущую внутреннюю пустоту), которую обкладывали салом, создавая из него форму непосредственно колокола, а сверху все это обмазывалось глиной (наружный кожух). После этого в яме разводился костер, и сало вытапливалось, оставляя внутреннюю полость, в которую заливали колокольную медь. Собственно, это была бронза — 80 % меди и 20 % олова. Эта пропорция могла меняться, но ненамного: увеличение доли олова делало сплав хрупким, а уменьшение заметно ухудшало акустические качества колокола. С течением времени, технология изготовления колоколов совершенствовалась, однако по-прежнему отличалась высокой трудозатратностью, а сам процесс был по-прежнему чуть ли не сакральным.
Колокол – это почти человек. У него так же, как у человека есть уши, голова, поясок, талия, язык, плечи и даже корона. Отношение к колоколам в России – особая тема, колокола были свидетелями, а часто и соучастниками великих потрясений в истории России (подробнее о судьбе колоколов в России читайте здесь и здесь).
Говорить о колоколах можно бесконечно, но зачем говорить, если можно послушать. В данном случае, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать.
Аверкиевские перезвоны
Услышать колокольный звон можно не только во время церковных служб, но и на ежегодном фестивале колокольного звона «Аверкиевские перезвоны». Этот фестиваль проводится уже седьмой раз подряд и собирает мастеров колокольного звона со всей России, и даже из стран Европы.
Нынешний фестиваль приурочен к 105 — летию со дня кончины Веры Саввишны Самариной, урожденной Мамонтовой.
Вера Саввишна Мамонтова известна каждому русскому человеку. Это та самая «девочка с персиками» с картины Серова и «Девочка с кленовой веткой» кисти Васнецова. У неё была интересная и трагичная судьба. Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин. Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. 27 декабря 1907 года Вера Саввишна внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня.
В память о почившей жене Александр Дмитриевич решил построить храм. Троицкий храм в Аверкиево был отстроен в 1914 году, но уже в 30-ых годах началось его разрушение, разворовывалась церковная утварь, безжалостно сжигались на кострах богослужебные книги и иконы, разрушались стены и сбрасывались купола. В годы советской власти храм был подсобным помещением, овощехранилищем и хранилищем химических удобрений.
В настоящее время храм реставрируется силами прихожан и спонсоров, но по-прежнему нуждается в плодотворных вложениях.
Фестиваль колокольного звона «Аверкиевские перезвоны» был инициирован настоятелем Троицкого храма иереем Алексием. Изначальной целью проведения было желание поблагодарить жертвователей, подаривших «голос» храму – его колокола. Первый фестиваль «удался», возникла идея сделать его ежегодным.
«Аверкиевские перезвоны» проводится уже седьмой год. Он становится всё более известным. Всё больше людей собираются здесь, чтобы вживую послушать выступления звонарей со всей России. Близ храма к времени проведения фестиваля строится сцена и выступления звонарей чередуются с концертными номерами известных исполнителей.
В этом году в рамках VI фестиваля «Аверкиевские перезвоны» пройдет I фестиваль керамистов России. Идея консолидации различных направлений исконного русского творчества кажется нам очень перспективной. Мы искренне надеемся, что таких площадок будет становиться всё больше.
Нынешние «Аверкиевские перезвоны» проводятся с целью популяризации культуры колокольного звона, фестиваль даст почувствовать всё разнообразие колокольных звонов и техник звонарного мастерства.
Доказано, что колокольный звон обладает лечебными свойствами. Оценить мастерство звонарей и укрепить здоровье чудным перезвоном сможет любой желающий. Было бы желание.
Несмотря на то, что фестиваль набирает популярность, ему всё ещё требуется наша поддержка.
Ниже вы увидите адрес сайта фестиваля и адрес краудфандинговой платформы, где собираются средства в помощь «Аверкинским перезвонам».
Адрес сайта: http://festival.averkievo.ru/
Платформа для сбора средств: http://start.planeta.ru/campaigns/1173
Алексей Рудевич
Фото предоставлено организаторами фестиваля
Читайте наши статьи на Дзен