О Светописанном образе Божией Матери
В Афонском Пантелеимоновом монастыре недавно была написана икона «Светописанный образ», ей составлена служба и совершается всенощное бдение. За последнее время появились, особенно в интернете, публикации об этой иконе и о событии 1903 года, с которым связано ее написание. В связи с этим необходимо добавить несколько слов и сделать поправки.
В описании этого события говорится, что милостыня раздавалась череками, т. е. турецкими монетами, а не укрухами, как это вошло в обычай говорить. На иконе Божия Матерь изображена с булкой хлеба в руках, у ног Ее стоит корзина с хлебом. На фотографии 1903 года, запечатлевший явление Божией Матери, этой корзины нет. В руках сетующей Жены в монашеском одеянии хлеба нет также.
На большой фотографии хорошо видно, что на груди у портаря о. Алипия висит мешочек черного цвета, который он приоткрывает левой рукой, а правую опустил внутрь за монетой. Подошедший первым сиромаха протягивает руку ладонью кверху для получения монеты.
Слово «черек» в прямом переводе с турецкого означает «четверть». Четверть от золотой монеты, которая называется «там» В настоящее время «там» в Турции используется только в банках, у ювелиров или для подарка. В источниках конца XIX в. можно найти, что черек равнялся 40 коп., в 1913 г., перед войной, — 10 коп.
Другое, немного схожее по произношению слово «чурек» действительно означает «хлеб». Но если бы раздавали только хлеб, то никому не пришло бы в голову это запрещать и считать такую милостыню вредной. Поводом для запрещения милостыни Киноту послужило то, что, по кинотскому мнению, некоторые из получивших деньги употребляли их на пьянство.
Составленная служба ничего не говорит о значении и сути происшедшего события, она лишь общими словами восхваляет Божию Матерь. В стихирах на «Господи воззвах» Она, Божия Матерь, «видится милостыни и благословения просящая» (1-я стихира), «кротко в чреде стоящи» (2-я стихира), «руце к подаянию простерла еси, и от бренныя руки укрух прияла еси. Руку раба лобызаеши, Владычице!» (3-я стихира). «Како руце к рабу простерла еси? Како милостыню от него прияла еси?» (4-я стихира) «О преславнаго чудесе!»
В описании события говорится, что Матерь Божию видел несколько раз только один сиромаха, больше никто видеть Ее не удостоился. В последний день раздачи этот сиромаха хотел показать портарю, но и сам больше не увидел. В общей чреде Она не стояла, милостыни и благословения у портаря (!) не просила, руце к нему не простирала и руку его не лобызала. Этого никто не видел. Она явила Себя только на фотографии в виде плачущей Жены в монашеском одеянии, в то время как первый сиромаха только протянул руку за подаянием.
Теперь, когда священноначалие Русской Православной Церкви постановило включить в месяцеслов праздник явления Светописанного образа Божией Матери для почитания, такая служба для распространения не годится. Надо исправить.
Монах Каллиопий (Сидорчук)
Читайте наши статьи на Дзен