Современность

Гибель генерала-губернатора Лебедя: какие остались вопросы

Автор: Орынганым Танатарова  |  2020-09-18 12:40:27

Губернатор Красноярского края Александр Лебедь погиб 28 апреля 2002 года. Вертолет Ми-8, который вез региональных чиновников и журналистов на открытие горнолыжной трассы, потерпел крушение на Буйбинском перевале, неподалеку от озера Ойское. Неожиданная смерть генерала вызвала множество слухов и предположений. Одни конспирологи увидели в случившемся происки политических противников, другие – месть криминальных авторитетов. Обстоятельства гибели А.И. Лебедя до сих пор вызывают множество вопросов.

Как все произошло

Накануне полета, буквально за несколько дней, потерпевший крушение вертолет Ми-8 с бортовым номером 22158 поменял хозяев. Авиакомпания «Черемшанка» передала его авиакомпании «Сокол». Соответственно, сменился и экипаж. Командир Тахир Ахмеров, второй пилот Алексей Курилович и бортинженер Павел Евсеевский приняли вертолет за два дня до вылета.

Экипаж даже не знал точного маршрута. Об этом журналист Игорь Емельянов написал в статье «Четыре версии гибели генерала Лебедя», которая вышла в «Комсомольской правде» 27 апреля 2012 года. Показать дорогу пилотам вызвался тогдашний глава администрации Ермаковского района Василий Роговой.

Погода была неблагоприятной, сильный туман резко ограничивал видимость. В таких условиях полет, сам по себе, становился рискованным. А тут еще и карта местности, имевшаяся в распоряжении экипажа, оказалась неверно масштабированной. Поэтому опытные пилоты не сумели вовремя заметить линию электропередачи (ЛЭП), а когда это произошло, избежать катастрофы уже не удалось.

Как выяснила государственная комиссия, проводившая расследование, командир экипажа Тахир Ахмеров, желая избежать столкновения с проводами, направил вертолет резко вверх. И несущий винт не выдержал внезапно усилившейся нагрузки. Его лопасти так сильно изогнулись, что одна из них даже задела хвостовую часть вертолета. Через мгновение на компенсационный винт уже наматывались провода.

К слову, многие эксперты отмечают, что одним из наиболее уязвимых мест в конструкции Ми-8 является именно кинематика несущего винта.

Количество пассажиров превышало число посадочных мест. Из двадцати человек, находившихся на борту во время злополучного полета, семь погибли на месте крушения (в том числе и губернатор), еще одна журналистка скончалась в больнице от полученных травм.

Газета «Совершенно секретно» 3 апреля 2012 года опубликовала статью журналиста Владимира Воронова «Тайна гибели генерала Лебедя». Автор лично пообщался со специалистами Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которые исследовали так называемый «черный ящик» вертолета, потерпевшего крушение.

Эксперт отдела исследования акустической информации МАК Владимир Поперечный рассказал корреспонденту газеты, что А.И. Лебедь мог бы выжить, как пилоты и часть пассажиров. Дело в том, что при падении Ми-8 закрутило вправо, и на упавший вертолет сверху рухнул оторвавшийся ротор винта весом около 1,5 тонны. Он буквально раздавил людей, сидевших у правого борта, в числе которых оказался и губернатор.

Вина пилотов

Согласно официальной версии, в катастрофе вертолета виновны пилоты. После завершения расследования Тахиру Ахмерову и Алексею Куриловичу было предъявлено обвинение по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, приведшее к гибели двух и более человек». Бортинженер экипажа Павел Евсеевский проходил по делу в качестве свидетеля.

Специалисты МАК пришли к выводу, что пилоты не подготовились к полету должным образом, не изучили предстоящий маршрут, не сверили карты. И вообще, в такой сильный туман следовало отказаться от рейса. Из-за комплекса всех этих факторов воздушное судно, летевшее на небольшой высоте (всего около 25 м), внезапно оказалось прямо перед ЛЭП.

Красноярский краевой суд признал командира экипажа Тахира Ахмерова виновным, он был приговорен к 4 годам в колонии-поселении. Алексей Курилович получил 3 года лишения свободы условно.

Автор книги «Знаменитые киллеры, знаменитые жертвы» Олег Мазурин отметил, что представители правоохранительных органов изо всех сил стремились обвинить во всем пилотов.

«По признанию Куриловича, на него в ходе следствия оказывалось психологическое давление. Также следователи "прессовали" и бортмеханика разбившегося вертолета, они диктовали ему какие показания давать в ходе следствия, угрожали, что в противном случае он может перейти из разряда свидетелей в разряд обвиняемых», – написал О.В. Мазурин.

Павел Евсеевский скончался 31 июля 2003 года от острой сердечной недостаточности. В различных СМИ даже высказывалось предположение, что бортмеханик не смог пережить давления со стороны госорганов.

Сами пилоты своей вины не признали. Например, Тахир Ахмеров утверждал, что вертолет внезапно начал разваливаться прямо в воздухе по неизвестной причине. И воздушное судно рухнуло вниз с высоты 45 м, тогда как верхушка опоры ЛЭП находится гораздо ниже – приблизительно на уровне 37 м.

Оба пилота утверждали, что в условиях плохой видимости они летели на безопасной высоте.

Взрывное устройство

Долгое время после гибели А.И. Лебедя в прессе звучали предположения, что катастрофа вертолета была подстроена врагами генерала. В частности, об этом написал журналист Олег Ролдугин в статье «Смерть Александра Лебедя – убийство?», которая опубликована в газете «Собеседник» 28 апреля 2012 года.

Автор сослался на мнение одного из соратников покойного губернатора – Олега Захарова. Этот человек утверждал, что встретил на Новодевичьем кладбище в Москве [там находится могила А.И. Лебедя – прим. автора] неких бывших сотрудников ГРУ. Они лично выезжали на место крушения вертолета и пришли к выводу, что генерала убили в результате секретной спецоперации.

«К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд был активирован с земли. В обычных условиях такие повреждения вертолету не страшны – он просто "провалится" в воздушную яму на 10-20 м и снова наберет высоту или мягко сядет. Но здесь произошло столкновение с ЛЭП – несмотря на мастерство летчиков, сделавших все, что было в человеческих силах, провод намотался на хвостовой винт», – сообщил Олег Захаров выводы, к которым пришли офицеры ГРУ.

Некоторые оппозиционно настроенные конспирологи даже увидели во всем этом «руку Кремля», они утверждали, что А.И. Лебедя просто решили убрать с политической арены, как удаляют лишнюю фигуру с шахматной доски.

Обиженные мормоны

Пожалуй, самую оригинальную версию гибели генерала выдвинул писатель Олег Мазурин в своей вышеназванной книге. Он предположил, что к катастрофе приложили руку мормоны – представители международной религиозной организации, возникшей в США.

«Будучи главой Совета безопасности, Лебедь на одном из правительственных совещаний по вопросам религии обозвал мормонов "плесенью". Потом ему пришлось долго извиняться за эти слова перед правительством США и самими лидерами-мормонами», – отметил О.В. Мазурин.

Писатель считает, что религиозные деятели могли отомстить генералу за резкость.

Анатолий Быков и другие

Как у любого видного политического деятеля, у А.И. Лебедя было немало недоброжелателей. Многие видели в нем реального конкурента в борьбе за власть. Генерал конфликтовал с экс-министром обороны Павлом Грачевым, бывшим главой МВД Анатолием Куликовым, другими силовиками. Первый президент России Борис Ельцин в своих интервью не раз отмечал, что разочаровался в генерале и больше не видит его в числе своих возможных преемников.

Но наиболее жесткое противостояние у А.И. Лебедя возникло с бизнесменом Анатолием Быковым, возглавлявшим совет директоров Красноярского алюминиевого завода. Он открыто просил губернатора не вмешиваться в дела предприятия.

«Могла взаимная нелюбовь довести до крайности? Под Быкова рыла группа спецов, прибывшая из Москвы. С 1999-го года против Быкова возбуждались уголовные дела, ему приходилось и скрываться, и сидеть», – такие рассуждения содержатся в статье журналиста «Комсомольской правды» Игоря Емельянова.

В целом, многие публицисты склонны видеть в убийстве А.И. Лебедя не политические, а экономические причины. Красноярский край богат своими природными ресурсами, и людей, желающих «наложить лапу» на эти богатства всегда хватает. Прямолинейный генерал вполне мог мешать некоторым чиновникам-коррупционерам из региональной администрации, которым хватило бы смелости «заказать» своего шефа, дабы прикрыть незаконные махинации.

Кроме того, высказывались предположения, что А.И. Лебедя убили русские националисты, которым пришлись не по душе Хасавьюртовские соглашения от 31 августа 1996 г., подписанные генералом и лидерами чеченских боевиков.

Сам Александр Лебедь

Как это ни странно, но некоторые публицисты и журналисты винили в смерти А.И. Лебедя... его самого. Точнее, решительный, бесстрашный характер губернатора. Якобы генерал-десантник, прыгавший с парашютом много раз, не увидел реальной опасности для себя и своего окружения в неблагоприятных погодных условиях. Он приказал пилотам лететь, несмотря на густой туман и низкую облачность.

Писатель О.В. Мазурин, например, предположил: «Также Лебедь мог присутствовать в кабине пилотов и давать ценные указания. Пилоты, вероятнее всего, снизили высоту по его приказу. Говорят, что на заре своей губернаторской карьеры, Лебедь, видимо, объятый ностальгией по своему боевому прошлому, любил сесть за штурвал вертолета и немного порулить».

Впрочем, специалисты МАКа, исследовавшие «черный ящик» вертолета Ми-8, не нашли подтверждения этой версии. Они не зафиксировали никаких переговоров губернатора с членами экипажа во время всего полета.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи