Какие народы России рискуют исчезнуть из-за глобального потепления
Ученые, изучающие изменения климата на Земле за всю историю ее существования, давно поняли, что погодные условия подобны маятнику — ледниковые периоды сменяют жаркие и наоборот. Сейчас мы живем в криоэру — ледниковый период, но что будет позднее, когда климат потеплеет?
Глобальное потепление: насколько это нормально?
Время формирования балтийского янтаря-сукцинита относят к эпохе эоцена (около 55-50 млн лет назад), это период самой ярко выраженной термоэры за всю историю существования жизни на планете. Древняя экосистема, ставшая продуцентом смолы, позже ставшей янтарем, была расположена на территории современной Северо-Западной Европы. В те давние времена климат отличался высокими температурами, ледяные полярные шапки еще не успели оформиться и современная Евразия представляла собой сосредоточение множества больших и малых островов, разделенных теплыми проливами. Янтарный лес древности произрастал, как предполагают, на небольшом континенте Фенноскандия (иначе называемый Фенносарматией), который охватывал современную территорию от Скандинавии на западе и до Уральских гор на востоке. Период эоценовых древностей интересен нам в контексте разговора о потеплении в том отношении, что в балтийском янтаре находят порой те существа, которые сегодня живут исключительно в тропических поясах планеты. Такие элементы в теле янтаря на языке науки называют словом «инклюзы», а по-простому – включения. Так вот: в балтийском янтаре находят отпечатки пальм, папоротников, тропических бабочек.
Очевидно, что в эоценову эпоху климат планеты сильно лихорадило: часть земель периодически бывала отвоевана морем у суши, и наоборот – суша временами внезапно всплывала среди неспокойных океанских вод.
Млекопитающие к тому времени уже существовали и именно на этот период приходится их активная миграция на все континенты земного шара. Соответственно, глобальное потепление эоценовой поры не несло гибели всему сущему, эволюция не замедлила своего хода, жизнь сумела приспособиться к сверхжарким природным условиям. Занятно и иное: когда субконтинент Индия врезался в материк, и начали быстро подниматься хребты новорожденных Гималайских гор, эоценовый климат начал стремительно холодать, но с той поры до нашего времени сохранился ряд живых существ. По сей день в Юго-Восточной Азии живут очень примитивные протоприматы – тупайи, которые не сильно отличаются от животных эоцена.
Насколько это губительно для цивилизации?
Впрочем, то, что способна пережить планета, необязательно переживет человеческая цивилизация. Вероятно, что эвакуация на сохранившиеся фрагменты суши будет происходить по имущественному принципу, но мы в рамках этого материала попробуем применить метод биологических исследований.
Наиболее пессимистические варианты рассматривают поднятие уровня мирового океана до 200 метров. На самом деле это очень и очень много. Толщей вод будут накрыты большинство стран центральной и западной Европы. От Британских островов сохранится лишь гряда небольших возвышенностей в северных холмистых регионах современной Шотландии. Разбушевавшееся Черное море может погубить Румынию, Болгарию и большую часть Анатолийского полуострова.
Первой под воду должен уйти район современной Венеции (впрочем, это уже в какой-то мере почти произошедший процесс). Северное море похоронит Нидерланды и большую часть Германии.
Какие народы России могут не пережить потепления
Для жителей русской равнины тоже ожидаются большие неприятности: большая часть центральных регионов может уйти под воду из-за формирования супер-моря, которое возникнет из-за слияния Балтики и Черного моря.
Скорее всего, пропадут регионы, занимаемые народами Поволжья. Марийцы, татары и башкиры находятся на передовой глобального потепления. Тем более, что исторически подобное уже имело место быть. Известно, что, например, территория современной Костромской и Ярославской областей служила дном древнему морю и на этих местах и по сей день периодически находят окаменевшие раковины древних морских организмов.
Белое море выйдет из своих берегов и затопит невысокие берега русского севера, поглотив следы богатейшей и самобытнейшей культуры русских поморов. Их северным соседям, жителям Кольского полуострова, повезет чуть больше: из-за частокола небольших Хибинских гор часть Мурманской области останется над уровнем воды. Возможно, это спасет от неминуемой гибели древнейший саамский народ.
Видимо, удастся спастись народам Кавказа и жителям Уральских гор.
Наименьший урон глобальное наводнение нанесет Сибири. Правда, тут в зону риска превращается Байкал. Также есть оправданные опасения, связанные с тем, что народы севера не смогут адаптироваться к резким климатическим переменам. Им, знакомым только со свирепыми холодами, нелегко придется в эпоху круглогодичной жары. Впрочем, это утверждение скорее справедливо к палеоарктическим народам: эскимосам, чукчам, нганасанам.
Значительная часть Сибири находится в радиусе действия так называемого резко континентального климата: это означает, что в этих местах экстремально холодные зимы, но и летние периоды тоже порой выдаются невероятно жаркими. К слову, истоки этого климатического парадокса тоже надо связывать с образованием Гималаев в эпоху эоцена: из-за появления этих гор массы теплого воздуха и осадков не доходят до глубинных регионов Евразии, из-за чего там оформился сухой и очень контрастный климат. Поэтому, например, сравнительно небольшая угроза нависает над современными якутами.
Что же до русских – представители этого народа настолько плотно интегрированы во все регионы страны, что почти повсеместно образовывают большинство населения в субъектах федерации. Соответственно, даже потеря исторически родных для русских регионов не сумеет уничтожить этот народ.
Читайте наши статьи на Дзен