Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-11-30 12:55:56
Федор Шацилло

Возможно ли в России создание агломераций

Россию характеризует высокий уровень урбанизации, поскольку более 70% граждан проживает в городах. Однако концентрация жителей происходит неравномерно с существенным перекосом в сторону Европейской России. В связи с этим в программе пространственного развития России до 2030 года Минэкономразвития собирается уделить внимание городским агломерациям как полюсам притяжения и точкам экономического роста.

Агломерации в настоящее время составляют основу расселения большинства стран мира. Но сами по себе они далеко не новое явление — ещё в XIX веке в России начала складываться Петербургская агломерация с городами-резиденциями царствующих особ, промышленными центрами и фортом-островом Кронштадт.

Развитие агломераций

По сути, агломерации представляют собой сросшиеся друг c другом поселения, тяготеющие к одному или нескольким крупным городам. Существует два типа таких образований — моноцентрическая, образующаяся вокруг одного города, и полицентрическая, когда поселения не тяготеют к какому-то одному мегаполису.

Развитию агломераций в нашей стране способствовала, прежде всего, индустриализация, когда недалеко от больших поселений появлялись промышленные предприятия, притягивавшие значительные массы населения. Впоследствии вокруг многих из этих заводов начинали формироваться новые города.

Если по переписи населения 1926 года в СССР было всего девять городов с населением в 250 тысяч человек, то в 1939 году их стало 32. Несмотря на разрушение центральной части СССР после Великой отечественной войны, количество агломераций к 1959 году только увеличилось. Во многом это было связно с переносом крупных промышленных производств за Урал, что в итоге способствовало развитию местных поселений.

Российские особенности

Важное отличие России от прочих стран заключается в её большой территории и, следовательно, более низкой плотности населения. Если в густонаселенной Азии и Западной Европе поселения сами сближались друг с другом, что естественным образом создавало условия для существования агломераций, то в нашей стране дела обстояли иначе: крупные территориальные образования группировались, как правило, вокруг промышленных центров.

Ещё одна особенность российской урбанизации заключается в её сельских чертах — около 330 существующих городов имеют деревенское происхождение. А многие крупные города поглотили огромное количество деревень. Так, в 1960-ых годах частью Москвы стало порядка 150 поселений, от которых многим районам столицы достались названия.

Стирание границ

Тенденции к урбанизации с годами все больше усиливаются: если в начале 1980-ых доля городских жителей находилась на отметке чуть более 50%, то к настоящему времени этот показатель вырос на 20%. Население сейчас концентрируются не только в мегаполисах, но и на прилегающих к ним территориях, в результате чего границы между муниципальными образованиями фактически полностью стираются, существуя только на бумаге.

«Примыкающие к Екатеринбургу Верхняя Пышма и Березовский стали уже частью мегаполиса, а границу между городами можно определить порой только по дорожным знакам», — сказал Генеральный директор Агентства по социально-экономическому развитию агломераций (АСЭРА) Юрий Кузнецов.

По его словам, на данный момент в России существует 16 пилотных агломераций. В числе наиболее успешно развивающихся Кузнецов назвал Екатеринбургскую, Челябинскую, Новосибирскую, Пермскую и Ульяновско-Димитровградскую.

Проблемы и решения

В настоящее время в правовом поле российского законодательства ещё нет определения агломераций, однако, начиная с 2014 года, ведется работа по урегулированию данного вопроса. Основная проблема развития городских агломераций, по мнению генерального директора АСЭРА, — «несоответствие действующего законодательства реалиям дня».

После того как будут урегулированы юридические составляющие, тормозящие рост агломераций, развитие многих регионов ждёт новый импульс, так как пространства нескольких муниципалитетов, функционирующих как единый территориальный комплекс, более привлекательны для бизнеса и граждан, чем каждый муниципалитет по отдельности.

Сейчас социальная инфраструктура мегаполиса для проживающих в пригородах жителей зачастую остаётся недоступной. В качестве примера Кузнецов привёл серьёзные сложности с устройством ребёнка в детский сад соседнего муниципалитета, в то время как люди могут жить практически на границе с ним или проживать в загородном доме. И такие вопросы предстоит урегулировать законодательно.
Также одной из проблем развития крупных агломераций является транспортный вопрос из-за того, что именно связанность поселений гарантирует их общее функционирование.

Генеральный директор АСЭРА подчеркнул, что в этом направлении также ведётся работа: только в 2017-м году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» из федерального бюджета было выделено около 14 миллиардов рублей на развитие инфраструктуры 38 агломераций. Ведь именно улучшение транспортной доступности расширяет границы агломераций. Как заметил Кузнецов, важно не расстояние, а то, за сколько оно преодолевается.

Ещё одно затруднение для развития агломераций заключается, как полагает генеральный директор АСЭРА, в «неготовности некоторых руководителей внедрять новые управленческие механизмы, экспериментировать». Однако эта тенденция тоже постепенно уходит, несмотря на то, что главам регионов и городов приходится нелегко. «Тем, кто идет первыми тяжелей, но они, как говорит губернатор Челябинской области Борис Дубровский, «торят лыжню», прокладывают дорогу», — резюмировал Кузнецов.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: