Какие политические выгоды есть в строительстве российских АЭС
Строительство АЭС востребовано, так как их работа характеризуется низкими эксплуатационными расходами, а проблемы с дефицитом энергии испытывают по всему миру более 70 % населения. Советский Союз в свое время был одним из лидеров в области строительства АЭС.
Однако после Чернобыльской аварии и развала страны в 1990-х Россия почти на 15 лет выбыла из числа серьёзных игроков на рынке атомной энергетики. За последние 10 лет ситуация изменилась и благодаря активной политике государства и корпорации «Росатом», наша страна вернулась на лидерские позиции в отрасли и занимает первое место в мире по количеству зарубежных проектов. Также Россия является одним из лидеров мирового рынка ядерного топлива. Но, также как и нефтегазовая отрасль, атомная энергетика неразрывно связана с политикой.
Где Россия строит АЭС
Госкорпорация «Росатом» на сегодняшний день строит 34 энергоблока в 12 странах. С 2010 года в Турции реализуется проект по строительству 4 энергоблоков АЭС «Аккую». С 2011 года 2 энергоблока строится на Белорусской АЭС, а также 2 энергоблока на АЭС «Руппур» в Бангладеш. С 2013 года начата реализация проекта по строительству 1 энергоблока на АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии.
К 2013-му году Россия завершила строительство АЭС «Бушер» в Иране, которое затянулось из-за политических проблем и санкций ещё с начала 1990-х. С 2016 года началось строительство ещё 2 энергоблоков в рамках проекта «Бушер-2».
В 2014 году был запущен в эксплуатацию первый блок АЭС «Куданкулам» в Индии и с тех пор, до настоящего момента были подписаны контракты на сооружение ещё 2 блоков. В 2014 году «Росатом» подписал контракты на постройку дополнительных 2 блоков на АЭС «Пакш», построенной по советским проектам в Венгрии.
На Тяньваньской АЭС в Китае, построенной Россией в 2007 году, также планируется построить 2 дополнительных энергоблока. Ещё в ряде стран проекты находятся на разных стадиях подготовки к реализации, либо заморожены в связи с определёнными, в том числе политическими, трудностями (Словакия, Казахстан, Вьетнам, Армения, Украина и др).
«Росатом», постоянно расширяет географию строительства, участвуя в новых тендерах. Всего различные проекты, в том числе по эксплуатации, ремонту, обслуживанию энергоблоков, поставке топлива, экспорту продукции ядерного топливного цикла и проектированию, «Росатом» реализует в 41 стране мира.
Экономическая выгода
Цифры текущих зарубежных заказов ГК «Росатом», красноречиво говорят сами за себя — 110, 3 млрд долларов по состоянию на 2016 год. В 2016-2018 годах корпорация планирует выручить за счёт зарубежных заказов 22,9 млрд долларов.
Несмотря на то, что целый ряд энергоблоков и АЭС строятся по кредитным программам, эти программы, по расчетам аналитиков, должны в долгосрочной перспективе обеспечить серьёзную прибыль за счёт процентов. Но главная экономическая ценность от реализации проектов строительства АЭС, заключается в долгосрочных контрактах на обслуживание АЭС и поставку топлива.
Цифры потенциальных доходов от сервиса и поставок топлива у разных аналитиков сильно отличаются, однако во всех случаях речь идет, как минимум, о сотнях миллионов и даже миллиардов долларов ежегодно.
Традиционно для атомной энергетики поставкой топлива и обслуживанием станций занимается компания или государство, построившее её. Это связано с серьёзными технологическими проблемами, по замене сервисной компании и поставщика топлива, которые могут иметь далеко идущие катастрофические последствия.
К примеру, американская компания Westinghouse, пыталась в 1990-е годы выйти со своим топливом на обслуживание различных АЭС построенных СССР, но, в конечном счете большинство проектов, рано или поздно вынуждена была свернуть.
В некоторых странах (Турция), строительство АЭС проходит по схеме «строй-владей-эксплуатируй», при которой ГК «Росатом» будет не только подрядчиком по строительству и обслуживанию, но и владельцем АЭС.
Для российской экономики важно и то, что рынок строительства, обслуживания АЭС и поставки топлива является одним из наиболее высокотехнологичных и наукоёмких. Любые успехи на этом направлении, служат улучшению ситуации в отечественной индустрии, росту числа рабочих мест для профессионалов высшей квалификации, развитию прикладной науки.
Без политики никуда
Строительство АЭС в той или иной стране обеспечивает государство-строитель, целым рядом сопутствующим долгосрочных (на десятки лет) заказов по сервису и поставке топлива. Это создаёт устойчивый канал политических и экономических взаимоотношений, которые ответственное правительство не сможет просто так проигнорировать, даже при наличии серьёзных политических разногласий с Россией.
При этом, сам процесс заключения договора, уже является следствием взаимного политического интереса и не может обойтись без большой политики.
Все перечисленные страны, в которых Россия реализует на данный момент проекты по строительству АЭС, находятся в большой зоне интересов России на евразийском континенте. К примеру, с Турцией, где АЭС начали строить одним из первых, у нас особая история отношений.
Несмотря на серьёзный разлад 2016 года, старт проекта «Аккую» совпал с налаживанием отношений между двумя странами. Трудно оценить прямое влияние проекта на турецкую политику, но Турция, постепенно отдаляется от ЕС и блока НАТО.
Политический подтекст хорошо виден и в строительстве блоков в союзном государстве Белоруссии и в сложнейшей технологической операции на АЭС «Бушер» в Иране. Из европейских стран Финляндия — особое государство для России.
В условиях санкций и охлаждения отношений с Европой, проекты строительства энергоблоков для финнов приобретают особое значение с чисто политической точки зрения, так как всякое серьезное взаимодействие создает брешь в попытках отрезать Россию от европейского рынка.
Что касается, таких государств как Китай и Индия, то здесь значение проектов «Росатома» достаточно велико, как в виду политических устремлений России в процессе евразийской интеграции, выстраивания политических и экономических союзов ведущих держав Евразии, так и с чисто экономической точки зрения. Атомная энергетика действительно является непрямым средством продвижения интересов России.
Вокруг проектов АЭС и тендеров на новые стройки в различных государствах мира, разворачивается нешуточная политическая борьба. Успехи «Росатома» за рубежом позволили бы в среднесрочной перспективе выстроить устойчивые экономические связи, в том числе, с государствами Европы (проекты в Финляндии, Венгрии) что особенно важно в условиях санкционной войны против России.
В долгосрочной перспективе эти связи могли бы обеспечить и внешнеполитическое усиление страны.
Читайте наши статьи на Дзен