Современность

Что не так в фильме «Легенда о Коловрате»

Конечно, нельзя относиться к фильму «Легенда о Коловрате» как к историческому кино. Это художественная интерпретация в жанре фэнтази древнерусских летописей. Однако некоторые детали фильма могут возмутить не только профессионального историка, но и просто вдумчивого зрителя.

Сохранение исторической преемственности, необходимость в положительных ролевых моделях, возвращение к традициям и культуре своего народа – это те потребности, которые сейчас возникают в современном российском обществе. Людям необходим русский герой, и история Евпатия Коловрата – отличный пример патриотизма и мужества русского человека, не потерявшего в период междоусобиц любовь к Родине.

Что известно об историческом Коловрате

Историки не знают, существовал ли Евпатий на самом деле или он был выдуманным героем, который мог консолидировать раздробленное древнерусское общество в период татаро-монгольского завоевания.

Коловрат упоминается в летописи «Разорение Рязани Батыем», где герой предстает неким боярином из Чернигова (точно в летописи это не указано, но человеком он был государственным, если ездил посольством), который по возращении в Рязань увидел горы трупов и разорённый татарами город. Со своей дружиной герой погнался за ордынцами.

Кроме нападений в тылу врага, отряд Коловрата проводил и партизанские бои в лесах. Войско Бату было напугано так, что монгольские воины считали, будто им мстят духи убитых рязанцев. И хоть воинов Евпатия было значительно меньше, чем в монгольском войске (1700 человек против, по меньшей мере, 20 000), они смогли задержать вражескую армию и храбро сражались до последней капли крови. Остановить небольшой отряд монголы смогли лишь расстреляв русских из осадных орудий.

После смерти Евпатия, внук Чингизхана Бату, полководец, подчинивший себе множество городов и народов, не мог не высказать своего уважения к русскому богатырю, ставя его в пример своим подчинённым.

Исторические несоответствия

Создатели фильма сделали большую работу, реконструируя Рязань XIII века. В современном российском кино это чуть ли не единственный пример такой исторической точности. Архитектура старой Рязани воссоздана по панораме советского археолога Александра Монгайта. Однако дома стоят слишком редко, а дороги – слишком широкие и прямые для средневекового города.

Крепостные стены Рязани создатели тоже не обидели и воссоздали с большой точностью.

Исторического костюма в фильме искать не стоит, хотя женские головные уборы (бармы и височные кольца), представленные в фильме, копируют содержимое клада тринадцатого века, найденного в Рязани.

Тем не менее, многие костюмы и детали порождены фантазией режиссёра-постановщика. Больше всего «пострадали» от неё ордынцы. Внешний вид хана Батыя из «Легенды о Коловрате» отсылает нас к фильму Зака Снайдера – «300 спартанцев», где главного антагониста зрителю представили разряженным и накрашенным. Главнокомандующий армии априори не мог выглядеть настолько метросексуально.

Поведение персонажей

Появление посольства рязанцев в шатре Бату не обосновано ни с исторической точки зрения, ни с позиции здравого смысла: вооружённых людей, к тому же врагов, не могли просто так пустить к правителю. Обращение к Батыю так же не достоверно – его не могли называть ильханом (великим ханом), потому что на момент повествования правителем Орды был его брат.

Поведение женских персонажей тоже недостоверно. Развязность служанки Коловрата была недопустимой для русской женщины XIII века, особенно приближенной к воеводству.

Присутствие в посольстве женщины также не было возможным, и ввод этой сюжетной линии был нужен для развития основной неточности фильма – амнезии Евпатия Коловрата. Нельзя представить человека с провалами памяти руководителем военного отряда. Недуг главного героя не отражается на развитии сюжета и напрасно введён в канву повествования.

Внешность

Кроме провалов в памяти, Коловрат из фильма не представляется как рязанский витязь. В летописи Евпатий предстает высоким (под два метра), дюжим воином, убивающим ордынцев сотнями. Илья Малаков – прекрасный актер, но выглядит он не как былинный богатырь.

Много вопросов вызывает внезапное появление ордынцев у стен Рязани. Не заметить приближение многотысячного войска, учитывая высокую крепостную стену – невозможно. Сама осада города показана не полно – она длилась от 5 до 8 дней. Неясно, почему монголы в фильме были пешком, ведь именно монгольская конница наводила ужас на всех соседей Орды.

Русская зима в фильме гораздо теплее, чем в реальности. Пар от дыхания героев не нарисован, и практически весь отряд Коловрата ходит без головных уборов, и даже во время боя русские войны не надевают шлемы.

Стоит ли смотреть фильм

Произведение, в основу которого взято историческое событие и допускающее художественное преувеличение, должно быть интереснее, красочнее и поучительнее оригинала.

Создатели «Легенды о Коловрате» глубоко проработали персонажей, главный герой в фильме выступает как действительно достойный человек, ему хочется сопереживать. В успех самоубийственной вылазки Коловрата в тыл врага не верится, но зритель понимает чувства героя и сопереживает ему. И хоть в «Легенде о Коловрате» множество неточностей, допущений и исторических ошибок, фильм получился достойным просмотра.

Кириллица в Дзен
Читайте также:
исправить оишбку
Сухарева Башня
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках