Зачем Столтенберг говорит об агрессии России на самом деле
Мюнхенская конференция по безопасности, прошедшая под девизом «К пропасти — и обратно?», отметилась традиционными упрёками в адрес России со стороны ключевых деятелей НАТО и союзников США в Европе.
Предварительно оговорив, что государства-члены Северо-Атлантического альянса не хотят новой холодной войны с Россией и желают предотвратить гонку вооружений, генеральный секретарь НАТО Йенc Столтенберг прямо обвинил Россию в разворачивании этой самой гонки.
Как не трудно догадаться из контекста всего мероприятия, речь шла о ядерном сдерживании. Столтенберг обвинил Россию в нарушении договорённостей по ракетам малой и средней дальности.
Суть претензий руководства НАТО сводится к тому, что Россия занимается разработкой и тестированием ракет средней дальности наземного базирования, к примеру, таких как 9М729, а также к размещению «Искандеров» в Калининграде.
Генеральный секретарь НАТО призвал Россию сделать свои военные разработки более прозрачными и ответить на озабоченность членов альянса. Однако весьма сомнительно подозревать руководство НАТО в наивности и думать, что посредством подобных речей оно всерьёз рассчитывало добиться каких-либо уступок в этой сфере от России. Основным адресатом подобных речей на конференции были отнюдь не представители России.
Убедить европейцев
Дело в том, что традиционно Мюнхенские конференции по безопасности были собранием представителей военных и политических ведомств стран НАТО. Лишь после Холодной войны на конференции в Мюнхене начали приглашать представителей других государств не входящих в альянс, в том числе и представителей России.
Несмотря на присутствие на недавней конференции российских представителей, основной смысл выступлений со стороны ключевых представителей альянса сводился к необходимости сдерживания российской угрозы. Адресатом этих обращений, сделанных с упором на ядерное ракетное оружие в Европе, были как раз европейцы.
Новое руководство США делает серьёзнейший упор на развитие собственных ядерных вооружений, в первую очередь в Европе, где они нужнее всего (для интересов Штатов, разумеется).
Незадолго до конференции американское военное ведомство обнародовало ядерную доктрину США, в которой прямо говорится о намерении совершенствовать ядерные вооружения. Следует отметить, что развитие подобных программ и усиление ядерного и иного вооруженного присутствия США в Европе напрямую связано как с внутриамериканскими политическими перипетиями, так и с внешнеполитическим направлением.
Столтенберг в своих выступлениях в Мюнхене сделал акцент на необходимости сохранения и укрепления именно трансатлантических связей, партнёрства между США и Европой, которое позволит обеспечить безопасность последней. В качестве рисков безопасности в Европе, он назвал как раз ослабление таких связей, риск дублирования НАТО и дискриминации европейских членов альянса, не входящих в ЕС.
И подкрепил свои доводы примерами российского ядерного вооружения. Генсек НАТО стремился, используя фактор «российской угрозы», уговорить европейцев не разрывать налаженные связи с их заокеанскими партнёрами. Но, что же вызвало такое беспокойство США и руководства НАТО?
PESCO станет альтернативой НАТО
Об этом, пусть и достаточно коротко Столтенберг упомянул, указав на новую европейскую инициативу в сфере безопасности — PESCO. В ноябре прошлого года, в Брюсселе был подписан документ о сотрудничестве в оборонной сфере между 23 государствами ЕС.
Генсек альянса, сказав, что НАТО поддерживает программу Постоянного структурированного сотрудничества в сфере безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation on security and defence – PESCO), призвал избегать дублирования функций в рамках этого начинания.
С высокой вероятностью именно оборонная программа PESCO, инициированная и запущенная в течении прошлого года, могла вызывать определённое раздражение за океаном, заставившее руководство НАТО в очередной раз использовать фактор «русской угрозы» для давления на европейцев.
Европейская армия
Суть PESCO, в рамках реализации которого уже предложено около 50 оборонных проектов, заключается в объединении на добровольной основе усилий для развития собственных военных возможностей европейских государств. В частности, речь может идти о создании сил быстрого реагирования и осуществлении закупок в оборонной сфере, с перспективой совместного развертывания войск.
Данная программа представляет собой, несмотря на дружественную по отношению к НАТО риторику, первый шаг на пути постепенного ослабления военной зависимости европейских государств от НАТО (то есть, от США) и налаживание собственной системы закупок вооружений, снижение зависимости от американского оружия, что будет стимулировать развитие европейского ВПК.
Союзники США в Европе и представители Белого дома сразу поняли опасность такого начинания, которое в перспективе будет способно серьёзно ослабить американские позиции на континенте.
Цена вопроса для США
В стратегической перспективе НАТО это не только военное доминирование США в Европе, возможность влиять на политику государств ЕС, но и возможность обеспечивать загруженность собственного ВПК заказами из Европы.
Всяческое усиление связанности государств ЕС, обретение политической и тем более военной целостности странами Европы грозит окончательным крахом любых попыток сохранить однополярный мир.
А ведь именно однополярный мир, даже в его нынешнем крайне ослабленном виде, обеспечивает доминирование американской экономики в мире. Совокупный экономический и военный потенциал европейских государств, в том случае если бы они представляли собой хоть сколько-нибудь единый геополитический субъект, способен в перспективе перевесить потенциал США.
Тем более, что находящаяся не в самом лучшем состоянии американская экономика крайне заинтересована в определённом контроле над Европой, который будет невозможен по мере усиления ЕС как независимого геополитического субъекта.
Усиливающаяся Россия, сама по себе и в совокупности с набирающим обороты Китаем, бросает вызов глобальному доминированию США. Появление же военных альтернатив НАТО, усиление европейской самостоятельности, способно окончательно похоронить это доминирование.
В этом контексте очередные обвинения, прозвучавшие в Мюнхене против России, прекрасно вписываются в общий политический курс США, а также служат важным аргументом против PESCO.
Читайте наши статьи на Дзен