Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Фото: Youtube. com/Кадр из трейлера «Тёмные времена»
2018-03-02 13:27:55
Мария Ярошенко

Что не так с фильмом «Тёмные времена»

Лента «Тёмные времена», номинирована на премию Оскар в категории «Лучший фильм». Фильм-биография получил восторженные отзывы западных кинокритиков, положительно оценён и в отечественном прокате.

Отличная актерская игра Гэрри Олдмена, превосходная операторская работа, не оставили равнодушными зрителей – сборы ленты на сегодняшний день составляют 130 млн. долларов. Однако в России фильм собрал чуть больше 600 тысяч долларов.

Не лгать, а не договаривать

«Тёмные времена» заявлен как исторический биографический фильм. И действительно, там говорится о военных действиях в Европе, о политической ситуации в Великобритании во времена второй Мировой войны.

Однако одну существенную деталь создатели фильма полностью проигнорировали – в фильме нет упоминания о роли СССР на политической арене, что само по себе странно, так как у зрителя не может сложиться полной картины происходящего без одного из основных игроков на политической арене ХХ века. Хотя, такое опущение, похоже, совсем не смущает ни создателей, ни тех, кто их номинирует на Оскар.

Хронологические рамки тоже выбраны очень деликатно. Зрителю не показывается вклад английского правительства (оппонентов Черчилля) в политическую карьеру Гитлера. Поэтому союз противников Черчилля с руководством третьего Рейха и выглядит таким недосказанным. Создатели фильма опустили и тот факт, что Англия долгое время натравливала Германию на Советский союз.

Хронология в фильме не всегда соответствует реальности. Роль Галифакса и Чемберлена в планировании переговоров с Германией представлена едва ли не как предательство — когда на самом деле уже 28 мая кабинет Черчилля отказался от перспектив переговоров (а не 4 июня после речи в парламенте, как это показано в фильме).

Сцена в метро тоже выдумка сценаристов. Реальный Уинстон Черчилль не спрашивал у простых лондонцев о том, продолжать войну или нет. И это не единственная фантазия авторов в отношении образа премьер-министра.

Фильм vs реальность

Создатели фильма хотели показать Уинстона Черчилля максимально человечным: сомневающимся, нервозным, ответственным. Райт не опускает нелицеприятные факты о премьер-министре: алкогольную зависимость, сварливый и взбалмошный характер. Не нивелируется негативные качества политика, его оторванность от британского народа и эгоизм.

При всех своих недостатках, слабостях и странностях Черчилль в фильме – не жалкий самовлюбленный политикан, а тот лидер, в котором нуждалась напуганная нация. Это мужественный и мудрый человек, который отдавал нужные приказы в бункере, гнул свою линию в политике и вдохновлял британцев в пламенных речах.

И картина демонстрирует, что слова Черчилля зажигали сердца не только простодушных обывателей, но и высших сановников, привычных к трескучим словам и знавших всю тяжесть положения в стране.

Каким же был реальный Уинстон Черчиль? По оценке современников, это был мужественный, самоуверенный человек. Премьер Великобритании обладал недюжинным умом и был в достаточной степени для политика смел и авантюрен. Один из немногих высших чиновников Англии, Черчилль понимал степень угрозы Германии и необходимость союза с СССР.  Таким представляется он среднему жителю Британии.

Но, как это всегда бывает во власти, неприятие политики «умиротворения Германии» было продиктовано отнюдь не гуманизмом Уинстона Черчилля и пониманием человеконенавистнической сути нацизма как идеологии, а связью с военным лобби США и финансовой зависимостью от американских бизнесменов. Сохранились данные о том, что Черчилля была серьёзная зависимость от игры на бирже. Именно за эту страсть британского премьера держали заинтересованные лица.

Также Черчилль в некотором смысле был ненормален. У премьер-министра было биполярное расстройство личности, которое способствовало потрясающей работоспособности, также Черчилль был наследственным алкоголиком. По свидетельствам современников, ежедневно премьер выпивал бутылку коньяка.

Идеологическая подоплёка

Прокат фильма «Тёмные времена» в России совпадает хронологически с отменённой комедией «Смерть Сталина». Безусловно, в этом есть идеологическая подоплёка. Но надо понимать, что лента об Уинстоне Черчилле создана британцами для британцев.

А с другой стороны, в одно и тоже время российскому зрителю собирались показывать героизм и компетентность английского премьера 1940 года и беспомощность и самодурство советской политической элиты в 1953 году. Хотя и то, и другое – не является безусловным историческим фактом, а скорее продуктом западной идеологической системы.

Зритель фильма абстрагируется от исторического контекста и некоторых недостоверностей и ему преподносится героический, «живой», патриотический персонаж.

Однако «Тёмные времена», не смотря на свою политическую ангажированность и неприкрытое прославление такой неоднозначной личности как Уинстон Черчилль – целостная картина, сделанная по всем кинематографическим правилам.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: