Зачем на Руси грушу поливали водой, в которой купали ребенка
Груша – одно из самых древних плодовых деревьев, окультуренных человеком. Случилось это, по мнению ученых, еще три тысячи лет назад на территории Китая, откуда сладкий и ароматный плод начал победное шествие по странам и континентам. В Европе грушу не только любили и охотно сажали около домов, но и приписывали ей магические свойства. Особым было отношение к груше и у наших предков.
Груша в славянской традиции
У всех славянских народов груша окружена ореолом почитания и любви. Сербы говорят: «Грушенька – моя церковка» и совершенно искренне считают, что молиться Богу можно не только в храме, но и у дерева груши. Болгары сажают груши на меже, считая, что таким образом не только указывают границы между участками, но и защищают себя от разных недобрых сил. Есть стойкое поверье, что в тени груши не бывает не только злых демонов, но даже и ядовитых змей. У славян множество примет и обычаев связаны не только с плодами, но и с цветами, ветками и даже золой от сожженного ствола. Так, чтобы ребенок был здоров, воду после купания малыша нужно вылить на корни груши. На Иванов день делали большой венок, в который вплетали ветку груши, и через этот венок пролезали все девушки, участницы праздника. Это действо обещало счастливое замужество и много детей.
В книге «Народная демонология Полесья» Л. Виноградовой сказано, что на дороге, по которой проезжает свадебный поезд, непременно рассыпают сушеные груши. Плодами груши осыпает мать жениха, провожая его в церковь. Ветку груши кладут на курятник, чтобы сделать кур плодовитыми. В колыбельку ребенку кладут сахар, мед и грушевую чурочку, чтобы жизнь была сладкой, и чтобы был здоров. Наконец, в той же книге Виноградовой указывается, что повитуха обязательно поит роженицу напитком, приготовленным из плодов груши.
Чехи еще в XVII веке чтобы обезопасить поле от недорода и болезней злаков, применяли средство из золы сожжённого ствола груши. Поляки на могилы безвременно умерших парней и молодых девушек сажали грушевые деревья. Засохшая, одинокая груша в поле в народных польских песнях – символ разлуки и тоски по любимому.
Таким образом, видно, что с грушей связаны обряды и поверья славян, направленные на плодовитость, здоровье детей, крепкий брак и любовь.
В христианской традиции груша также окружена почтением. В Белоруссии, например, существует негласный запрет рубить груши, даже старые и засохшие. Связано это с тем, что именно под грушей отдыхает Богородица, когда спускается на землю. В сборнике духовных наставлений и православных преданий, изданных Свято-Елизаветинским монастырем г. Минска есть множество историй об иконах Богородицы, явленных именно в ветвях груши. Это такие известные и почитаемые в Белоруссии иконы, как Жировичская (под Гродно), Леснинская (сейчас хранится во Франции), Сукневичская (под Гродно), Ельская, обретенная недалеко от Гомеля и другие. Возле этих груш или на том месте, где они росли были возведены часовни и храмы, которые и по сей день окружены почитанием верующих.
Отношение к груше на Руси
В русской традиции груша считается деревом, несущим добро и процветание. Недаром грушу очень любили сажать возле жилого дома. Например, в областях южной России, на Дону (об этом можно прочесть в статье «Культ груши в мировоззрении донского казачества» историка М. И. Крайсветного) хозяин, купив новый дом, непременно сажал возле него грушу-дичку. В Липецкой, Воронежской, Тамбовской областях и в других регионах России и по сей день выбирая дерево для посадки около дома, предпочтение отдают груше. Считается, что груша приносит здоровье, плодовитость и лад в семью.
Почему груша – «женское» дерево?
Очевидно, что груша почитается у всех славянских народов, и у русских, в том числе, «женским» деревом, отвечающим за такие «женские» стороны бытия, как семья, дети, продолжение рода, любовь. И даже в православной традиции груша связана с Богородицей. Почему же?
Ответ кроется, прежде всего, в самом рисунке груши, напоминающем фигуру женщины с тонкой талией и широкими бедрами. Несложно увидеть в этих характерных формах и силуэт беременной женщины. (В. Борейко «Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи»).
Кроме того, груша отличается редкими долголетием и плодовитостью. Симпатическая магия, практиковавшаяся в древности всеми народами, основана на передаче свойств от одного предмета или явления к другому. Поэтому наши предки полагали, что для плодовитости и здорового потомства, женщина должна жить рядом с грушей, есть ее плоды и сидеть под этим деревом как можно чаще.
И, наконец, плоды груши, особенно хороших садовых сортов, отличаются ароматом, редкой сладостью и изысканным вкусом, что, безусловно, навевало ассоциации, связанные с любовью и другими возвышенными чувствами. Не случайно в средние века в Европе грушу подавали на десерт знатным дамам, и такой общеизвестный столовый прибор, как вилка, первоначально служил именно для того, чтобы красавицы не испачкали свои пальчики, кушая сочный плод.
Читайте наши статьи на Дзен