Почему русские считают сны с четверга на пятницу вещими
Сны с четверга на пятницу всегда имели особенное сакральное значение. Попробуем разобраться, почему наши предки так верили в исполнение увиденного именно в эту ночь.
Различай!
В православной традиции к снам сформировалось неоднозначное отношение. Богослов Григорий Михайлович Дьяченко напоминал, что не на все сны стоит обращать внимание. Некоторые из них не являются совсем уж «пустыми». Главное – уметь отличать сновидения Божественные от тех, которые посланы Сатаной.
Г. Дьяченко даже разработал специальный метод для этого. Если сон «побуждает к добру», значит, дарован он Богом, который отклоняет человека от Ада и указывает путь на Небо. Если нет уверенности, что сон послан Богом, то обращать внимания на видение не стоит. Если же приснилось нечто плохое, толкающее на грех, значит, увиденное послано Дьяволом..
Божественное проявление
В православии попытка предсказать будущее по вещему сну не поощрялась, ведь Библия прямо призывает «не ворожить и не гадать по снам». С другой стороны, согласно мнению богослова Павла Яковлевича Светлова, православная традиция усматривала в сновидениях Божественное проявление.
Именно во сне Бог имеет возможность максимально приблизиться к человеку «под покровом загадок и символов». Поэтому особенно пророческими считались те сны, которые приснились с четверга на пятницу накануне важных православных дат – Великого Поста, Благовещения, Вознесения, Троицы, Рождества Иоанна Предтечи, Успения.
Ночь в Гефсиманском саду
Почему именно ночь с четверга на пятницу так важна, догадаться несложно. Достаточно вспомнить события Страстной недели. В Чистый Четверг проходила Тайная вечеря, после которой Иисус отправился в Гефсиманский сад. Там, в ночь с четверга на пятницу Спаситель укреплял дух перед скорой смертью, принял поцелуй Иуды, не противился аресту и начал Страстной путь.
Традиционно служба с четверга на пятницу проводится поздним вечером. Именно накануне Великой Пятницы, в Чистый Четверг, в храмах читаются «страстные» отрывки из Евангелия, в которых описывается весь путь страданий Христа. Также поются специальные тропари и гимны. В них православные просят Господа о единении в Таинстве Евхаристии. На Вечерне Чистого Четверга архиерей, следуя примеру Иисуса Христа, выполняет «омовение ног» другим священникам.
Кульминацией Страстной недели становится Великая Пятница, когда православные вспоминают о крестной смерти Спасителя, снятии его Тела с креста и погребении. В знак глубочайшего траура в этот день Литургия не совершается. В этот день совершается служба с чином выноса Плащаницы.
Передача власти
Четверг и пятница были тесно связаны и в языческой традиции. Четверг в русских мифах был «закреплен» за Перуном – небесным владыкой, богом-громовержцем, покровителем воинов и мужской силы. Еще в Лаврентьевской летописи 971 года упоминается, как русские витязи при заключении договора с Византией клялись оружием и своим богом Перуном. Его место в православной традиции занял Илья-Пророк.
Пятница же была днем единственного женского образа в русской мифологии – Мокоши, повелительницы «нижнего мироздания» и всей женской работы. Так, традиция не прясть по пятницам в знак почитания Мокоши сохранялась вплоть до XX века. Не исключено, что именно с четверга на пятницу Перун передавал власть Мокоше, поэтому всё происходящее в эту ночь приобретало особое сакральное значение. И сны – не исключение.
Вещий и Пустой
Из всех снов, приснившихся с четверга на пятницу, самыми пророческими являются увиденные в период с Рождества до Крещения. Как пишет в книге «Зазеркалье шаманов» В. Железнова, в этот период астральная сущность человека встречается с потусторонними духами, которые и предсказывают грядущее.
Пророческим снам противопоставляются сны пустые, которые снятся на 25 число каждого месяца, с понедельника на вторник, со среды на четверг и с пятницы на субботу. Считается, что в эти ночи астральная сущность не покидает тело человека, поэтому сны отражают всего лишь накопленные эмоциональные переживания.
Дух-трудоголик
Теорию о том, что сон – это отражение всего, что увидел дух человека, изложил в «Книге духов» один из теоретиков русского спиритизма Алан Кардек. Он считал, что пространство сновидений граничит сразу с тремя мирами – земным, материальным и духовным, поэтому именно во время сна легче нарушать эти границы. К тому же сон «ослабляет узы», связывающие тело и дух. Это позволяет духу «преодолевать пространства» и вступать «в сношения с другими духами» – и живущими на земле, и небесными.
По мысли Кардека, «работающий» во сне дух дает отдых душе, которая непрерывно ждет освобождения от тела после его смерти. Если же человек не видит снов, по мнению Кардека, его дух забирается в такие «высокие духовные сферы», которые мозг не в состоянии транслировать.
Куда ночь, туда и сон
Когда нашим предкам не хотелось, чтобы сон с четверга на пятницу исполнялся, они прибегали к простому способу – по утру молились, а затем трижды произносили: «Куда ночь, туда и сон». Тем же утром выходили к реке и рассказывали сон текущей воде. Считалось, что река унесет плохое пророчество.
Если реки поблизости не оказывалось, сон пересказывали ветру с присказкой «Ветерок, унеси дурной сон!». Была и другая примета: приснился плохой сон – встань перед окном и несколько минут смотри на улицу. Существовал способ и для умеющих писать. Они записывали сон, а затем сжигали бумажку со словами: «Дым! Как ешь глаза, выешь злое из сна! Оставь лишь доброе!». Жаль только, что не сохранилось свидетельств о том, что после подобных действий пророчество не сбывалось.
Читайте наши статьи на Дзен