Зачем на Руси молодых отцов кормили пересоленной кашей
Соль всегда являлась важной частью народного быта. Пища без соли — как дом без очага. О важности этого продукта говорилось даже в государственных документах — в 5 главе Стоглавого Собора 1551 года указывалось, что богадельные избы содержатся за счет казны и милостыни, и что эти деньги тратятся на «корм годовой и хлеб, и соль и одежду». Но соли придавались и мистические свойства.
Сплошная мистика
Удивительные обычаи, связанные с употреблением соли, собрала в статье «Использование соли в ритуальной практике евразийских народов» этнограф Елена Владиславновна Куприянова.
У восточных славян при рождении ребенка во время праздничной трапезы молодому отцу давали отведать пересоленную кашу, как бы приобщая его к страданиям родившей жены и соединяя его с младенцем. В Чехии в этом случае на стол выставляли хлеб и соль – кормили «духов судьбы». Русские крестьяне, оберегая детей от дурного глаза, посыпали им солью темя, а иногда даже засовывали ее «под шапочку» или клали под подушку на ночь. Хлеб с солью долгое время был обязательным угощением на крестинах ребенка.
Соль использовали как лечебное средство – брызгали в лицо соленой водой «от испуга» или растирали солью больное дитя. На соль сводили болезни и порчу, а потом скармливали ее скоту. Соль использовали как приворотное зелье, средство для гаданий, использовали ее в качестве оберега на свадьбах. Под Костромой родители молодых обязательно осыпали новобрачных не только пшеном, но и солью. Часто жених и невеста обменивались на свадьбе солью, а иногда ее насыпали в углубления в свадебном каравае, а невеста должна была отламывать от каравая куски, макать в хлеб и угощать всех гостей.
При этом использовать соль во время похорон избегали. Для поминок хлеб пекли несоленым, «чтобы душе на том свете не было солоно», и еду для поминального обеда тоже готовили без соли.
Часто использовали соль для колдовских ритуалов: ею «кормили» домовых и банников, спасались от лешего и даже «усмиряли тучи», вынося навстречу приближающемуся урагану столик с угощением, на котором был хлеб и соль.
Даже после крещения Руси многие магические обычаи продолжали жить не только в народе, но и среди священников. Например, особой силой наделялась четверговая соль, которую в Чистый четверг в языческих практиках пережигали в печи, так что она становилась черной, и потом лечили этой солью хвори и болезни. Сохранился этот обычай и после крещения Руси – в «Стоглаве», появившемся в XVI веке, писалось, что нерадивые священники продолжают класть соль «за престол» на Страстной неделе и держат ее там до первого дня Пасхи, а потом отдают прихожанам – лечиться.
Точно так же сохранился и обычай встречать важных гостей хлебом-солью. Так встречали на Руси языческой приглашенных волхвов-колдунов, которые, отведав хлеба-соли разбрасывали ее по двору. Позже точно так же – хлебом-солью стали встречать и священников. Хлеб отдавали священнослужителям, а соль оставляли себе и ей лечились.
Соль – любовь и дружба?
Но почему же было так много верований, связанных именно с солью?
Куприянова считает, что соль у древних славян, как и у других народов Евразии, символизировала позитивные чувства – любовь, дружбу, родство. Именно поэтому без каравая с солью не обходились праздники и пиры, именно поэтому солью, символизировавшей любовь, старались связать жениха и невесту, отца и младенца, и даже царя и его подданных. Недаром во время пиров царь мог по доброй русской традиции послать от своего стола хлеб-соль тем, кого хотел отличить и приблизить. Поэтому пересоленная еда считалась на Руси признаком влюбленности, недосол – становился свидетельством охлаждения отношений, а рассыпать соль — было к большой ссоре.
Но это только одна из версий.
Часть культа древнего божества
Другую версию почитания соли дает член Краснодарского отделения Российского общества интеллектуальной истории, Владимир Власович Косолапов, в статье «Древние русские боги». Он считает, что соль как продукт, который добывают из земли, в древности была посвящена богине-матери, древнему «матриарху», женскому божеству земли. Ее имя не сохранилось, но именно с ней Косолапов связывает большую часть древнерусских слов, связанных с божествами. Он высказывает предположение, что имя могло звучать как звук «г» или «к», затем шел какой-то гласный, а само имя заканчивалось на «-лин»: Колин или Холин (Халин). Отсюда происходили слова кол – полумесяц, коло —луна, околеть – умереть, холить – ухаживать. От слова «соль» по мнению автора происходит и слово «золото» и даже слово «зло».
Насколько обоснованно это предположение, сказать сложно, но версия такая существует. Поэтому верующим людям стоит подумать о том, что манипуляции с солью могут быть совсем не так безвредны и безопасны, как это принято считать.
Читайте наши статьи на Дзен